Исторические события оставляют свой след не только в культурных памятниках, но и в наших генах. И сегодня генетики используют новейшие методы для того, чтобы узнать новые подробности давнего прошлого. Одно из таких исследований - поиск потомков Чингисхана. Об этом исследовании рассказывает член-корреспондент Российской академии наук Илья Захаров-Гезехус.
– Расскажите об исследованиях, связанных с поисками так называемых потомков Чингисхана, которые выполняют генетики.
– Это связано с нашими исследованиями в Туве. Это часть Российской Федерации пограничная с Монголией и достаточно оторвана и исторически, и географически от других регионов. На этой интереснейшей для биолога, для генетика территории мы проводим разные исследования. И одно из них, связанное с изучением того, что называется генофонд человека, то есть генетические особенности тех или иных групп населения, народов, в данном случае тувинцев и других тюрко-монгольских народов, которые рядом с Тувой обитают. Вот исследования генофонда этих народов и привели нас к поискам потомков Чингисхана.
– Почему вы решили искать именно потомков Чингисхана?
– Я должен пояснить, кто является потомками Чингисхана. Вся эта история началась в 2002 или 2003 году, когда в очень серьезном научном журнале была опубликована статья большой группы исследователей, возглавляемых генетиком из Оксфордского университета Кристайлер Смитом, и в этой статье утверждается, что им удалось обнаружить на территории Азии вероятных потомков Чингисхана, причем в очень большом количестве, по их подсчетам чуть ли не 200 миллионов.
Я должен пояснить, как это делается, поскольку мы работали тем же самым методом. Дело заключается в том, что от предков к потомкам передаются гены, которые располагаются в хромосомах, причем большинство генов и хромосом перемешиваются. Каждый из нас получает их от отца и матери, соответственно от одного деда, другого деда, одной бабушки, другой бабушки и так далее. Однако есть два элемента человеческого генома, генетического материала, которые передаются один строго по женской линии, а второй - это так называемый игрек-хромосома, которая строго передается по мужской линии от отца к сыну, у женщин его никогда ее не бывает. Передается более строго, чем фамилия. Игрек-хромосома генов несет очень мало, но каждого из нас делает именно мужчиной, там есть некие гены, которые заставляют зародыш развиваться именно в направлении мужского пола. Каждый человек, точнее, каждая мужская линия имеет свой несколько отличающийся от других вариант игрек-хромосомы.
Конечно, все мы происходим от какого-то Адама, но за прошедшие с момента возникновения человечества сто или 150 тысяч лет накапливаются в хромосомах изменения, мутации и поэтому в современном человечестве игрек-хромосома достаточно разнообразная. Так вот эта интернациональная группа ученых, проводя изучение народов Азии от Кореи до Грузии, наряду с такими редкими индивидуальными вариантами обнаружила один вариант, которого было всюду очень много, больше всего в Монголии. А по мере удаления от Монголии меньше и меньше. И когда было подсчитано, с какой частотой на изученном материале встретился этот вариант, и вычислено количество людей, принадлежащих к тому или иному этносу, народу, оказалось, что в Центральной, Восточной, Средней Азии примерно 200 миллионов мужчин обладают одной и той же или почти одной и той же игрек-хромосомой. Было сделано предположение, что это потомки по мужской линии Чингисхана.
– Почему генетики решили, что это потомки именно Чингисхана?
– Обычный человек через несколько столетий вряд ли оставит такое количество прапраправнуков. У Чингисхана, как известно, помимо любимой жены было 500 наложниц, а у его четырех сыновей от любимой жены, были еще, очевидно сыновья, у каждого, по крайней мере, из этих сыновей, которые стали ханами, также были гаремы. И чингизиды, как свидетельствуют историки, правили в государствах Азии очень долго. Затем они приняли мусульманство и до принятия ислама имели гаремы, после тем более. То есть чингизиды правили очень долго. И имея гаремы, конечно, могли оставить огромное число сыновей. Простейшие расчеты показывают, что за несколько столетий, даже если каждый мужчина этого рода оставлял всего лишь по четыре сына, через 400 лет было бы две-три сотни миллионов. Так что это возможно. Но почему именно Чингисхан?
У ученых, которые сделали это предположение, было три косвенных довода. Первое, территория, где им встретился этот вариант игрек-хромосомы, очень хорошо укладывается в границы империи Чингисхана. Этих генов не нашли среди корейцев, которые поздно были завоеваны монголами, не нашли в Закавказье у армян, грузин, у туркмен тоже не нашли, а от Манчжурии до Аральского моря нашли - это как раз граница первых завоеваний Чингисхана и его сыновей. Это первое. Второе: генетическими методами можно подсчитать, сколько лет или поколений назад жил прародитель того или иного рода. Когда такие расчеты были сделаны, оказалось, что прародитель этого гигантского рода, по их подсчетам, жил тысячу плюс-минус триста лет, а Чингисхан родился примерно 900 лет назад. По времени тоже все совпадает. И наконец третий довод, что каждый четвертый монгол имеет именно этот вариант игрек-хромосом, у мужчин других народов он встречается значительно реже. Но есть небольшой народ хазарейцы, который живет на территории Пакистана и считает себя по легенде потомком именно Чингисхана, у хараейцев этого варианта игрек-хромосомы оказалось даже больше, чем у монголов, хотя территориально они разделены несколькими тысячами километров.
– Вы называете огромные цифры. Как выяснили, что 200 миллионов человек имеют именно этот ген?
– Двести миллионов, конечно же, не проверили. Обычно проверяют, скажем, по сотне мужчин из каждого этноса, монголов, китайцев, казахов, узбеков и так далее и определяют процент мужчин, которые этот имеют вариант игрек-хромосомы. Скажем, у монголов это 25%. Известно, сколько насчитывает население Монголии, я не помню, ну скажем, 3 миллиона. Дальше простейший расчет, сколько должно быть в Монголии носителей этой хромосомы.
– А как получают генетический материал?
– Генетический материал берется случайно, ученые стараются брать не родственников, естественно. Обычно берут для анализа кровь, из которой выделяется ДНК, а дальше современными методами молекулярно-генетическими это ДНК, выделенная из клеток крови, изучается, в частности, изучаются молекулярные особенности игрек-хромосомы, которая должна иметь 12-16 маркеров, то есть выглядеть чем-то вроде штрих-кода, который сейчас на всех товарах отмечается и каждый товар имеет разный штрих-код. И вот эти 12-16 маркеров в Игрек-хромосоме позволяют отличить меня от потомка Чингисхана. Это достаточно дорогая процедура, доступная хорошо оснащенным лабораториям, чтобы проанализировать сто человек, нужно помимо аппаратуры реактивов на десять тысяч долларов. Конечно, повторяю, были изучены не двести миллионов, это перерасчет, исходя из процента, который они встретили в тех или иных народах.
– Кто заинтересован в поиске потомков Чингисхана?
– Во-первых, сами люди, особенно те, которые подозревают свое ханское происхождение. И второе, конечно, должны быть заинтересованы историки. В частности, есть очень любопытная историческая загадка. У Чингисхана, как я сказал, было 4 сына от любимой жены - это Джучи, Джагатай, Угэдей и Талуй. Так вот, наверное, многие смотрели фильм «Монгол», этот фильм увеличил интерес к Чингисхану и его потомкам. В этом фильме представлено: Джучи родился после того, как любимая жена Чингисхана побывала в плену. В семье были сомнения в его происхождении, в том кто его отец. И остальные сыновья, когда происходило разделение наследства Чингисхана, оспаривали первенство Джучи, хотя Чингисхан с самого начала признал его своим сыном. Так вот развитие этих исследований с учетом родословных тех людей, которые знают свое происхождение, позволило бы в этом вопросе разобраться, действительно ли Джучи был сын Чингисхана. А кстати, его внуком был Батуй или Батый, сыном Джучи и, соответственно, внуком Чингисхана. Соответственно, кто завоевал Русь - потомки Чингисхана или потомки другого человека.
– Генетики выяснили был Джучи сыном Чингисхана или нет?
– Эта группа ученых, о работе которых я рассказываю, они проводили эти исследования без учета происхождения родословных людей. И никаких сведений о том, от кого происходят найденные ими якобы чингизиды, у них не было. Кроме того они изучили население Китая, Монголии, бывшей советской Средней Азии, но ни один народ России ими охвачен не был.
– К чему привели поиски потомков Чингисхана на территории России?
– С самого начала мы в качестве материала в отличие от других генетиков стали брать не кровь, а волосы, луковицы волос, что намного проще и взять пробы, и сохранить, транспортировать, содержать. Люди, конечно, не очень охотно дают свою кровь, требуется соблюдать определенные меры безопасности. А волосы я, наверное, не менее тысячи проб взял, и никогда не сталкивался, чтобы человек отказывался. В луковицах, в корнях волос есть достаточно ДНК для анализа, если все делать тонко. Это особенность нашей работы, которая позволила нам охватить очень большой материал. Начали мы с Тувы, но дальше собрали материал в пограничных с Тувой областях - Горный Алтай, Бурятия, Хакасия, получили материал из Монголии для сравнения, и очень интересная выборка была собрана в Калмыкии. Калмыки, как известно, в конце XVII века пришли на Северный Кавказ из Западной Монголии и по своему этническому происхождению они связаны именно с монголами. Русские были тоже взяты для сравнения. И всего было изучено полторы тысячи мужчин, материал, собранный, кроме монголов, на территории России.
На этом материале удалось найти 12 предположительно чингизидов. Но материал собирался в течение нескольких лет, когда мы и не думали проводить эти исследования. Когда оказалось, что мы можем выявить таких мужчин, было очень интересно с ними познакомиться, что-то о них узнать. И через несколько лет после сбора материала пришлось опять ездить в эти же районы или республики и пытаться найти тех людей, у которых четыре-пять или еще больше лет назад был взят материал. Не всегда это удавалось, но с несколькими чингизидами я познакомился.
Студент в Калмыкии и его отец о своем происхождении ничего не знают. Калмыки были после войны выселены, отец родился на Сахалине и родовая память утрачена.
В Туве есть семья, с которой мы познакомились, несколько раз встречались, повторно брали материал у родственников по мужской линии, все подтвердилось. Оказалось, что дед того молодого человека, с которого началось изучение этой семьи ребенком в конце 1930-х годов вместе с братом и сестрой был вывезен в Туву из Монголии, тогда это были два государства относительно независимые, и усыновлены в разных тувинских семьях. Известно, что в Монголии в 1930-ые годы проходили массовые репрессии против духовенства, аристократии монгольской, потомков ханов, просто богатых людей. И то, что трое маленьких детей были увезены и отданы на воспитание в другую страну, очевидно говорит, что этой семье что-то серьезно угрожало. Можно предположить, что это было связано с происхождением, которое сейчас определить невозможно, от кого они происходят они, не знают. Вот такие были интересные встречи.
В Москве мы наудачу взяли пробу у одного казаха, который работает в академии наук, и он тоже оказался этого происхождения. Но здесь история запуталась, потому что он принадлежит к роду кириитов. Это казахский род, казахи хорошо знают свое происхождение. Там есть достаточно большая родоплеменная группа, которая ведет свое происхождение именно от Чингисхана. Но этот род кириитов не считает себя связанным с Чингисханом. Более того, кирииты или кераиты – это племя, которое жило рядом с племенем Чингисхана. То они воевали, то объединялись, но давно существовали параллельно. Поэтому сейчас одна из наших задач собрать больше материал по кириитам и попытаться разобраться, что они все такие или данный найденный нами казах «чингизит» имеет особое происхождение. Будем это делать, исследования не закончены. Среди русских мы потомков Чингисхана не нашли - это и неудивительно конечно. Может быть, они и есть, но это редко. Хотя изучены сотни две сотни русских мужчин, таких не было. Но некоторые известные дворянские роды по семейной легенде ведут свое происхождение от татарских ханов. Наиболее известен Чаадаев. Считается, что эта фамилия происходит от Чагадая, сына Чингисхана. У философа Чаадаева детей не было, но Чаадаевы до сих пор есть, надо их найти и постараться соответствующий анализ провести. Таким образом, наши исследования привели к тому, что мы обнаружили нескольких предположительно потомков Чингисхана на территории России.
– В какие лаборатории вы обращаетесь для проведения анализа ДНК?
– Я совсем недавно говорил с нашими московскими специалистами, кто в России может делать такой анализ, оказалось, что никто. Но мои партнеры, с которыми я работаю - это Мирослава Деренко и Борис Молярчук, они работают далеко, в Магадане, но постоянно сотрудничают с европейскими лабораториями и имеют в Магадане очень хорошо оборудованную лабораторию, они овладели этими методами. Они каждый год ездят в европейскую лабораторию и подготовку материала ведут в своей лаборатории, а затем выделенные ДНК анализируют в хорошо оборудованной европейской лаборатории.
– Анализ игрек-хромосомы позволяет выделить потомков какого-то человека, например, Чингисхана только по прямой мужской линии, от отца к сыну. Но у Чингисхана были не только сыновья, но и дочери, у сыновей Чингисхана тоже были дочери. Если так посчитать, то в общей сложности потомков Чингисхана должно быть во много раз больше.
– Не во много, но в несколько раз больше. Я говорю, что кроме игрек-хромосомы весь остальной генетический материал Чингисхана у его потоков за эти столетия настолько разбавлен, что гены Чингисхана остальные гены кроме генов игрек-хромомосмы, они в гомеопатических дозах содержатся в генетическом наборе даже его потомков и перемешаны, разумеется.
– Когда будет закончено исследование, можно будет нарисовать карту расселения потомков Чингисхана. Представляют ли такие карты интерес для историков?
– Мелькнуло сообщение, что китайцы собираются у себя искать потомков Конфуция, поскольку это очень чтимый мудрец и достаточно много китайцев считает себя потомками Конфуция. Если действительно такая работа намечается, конечно, будут изучать, сравнивать игрек-хромосому. Например, Тамерлан не был чингизидом. Его потомки, которые тоже оставили след в истории, имели гаремы, конечно. Поиск потомков Тамерлана – это, по-видимому, вполне реальная задача и должна охватить территорию Афганистана, где трудно материал собирать, Пакистана, северной Индии и наших бывших среднеазиатских республик. Там это вполне реально и, наверное, исторически оправдано.
– По вашему опыту и по опыту ваших коллег, люди легко идут на такого рода исследования, дают материал?
– Трудностей я не встречал. Я во время своих поездок обычно обращаюсь в школы, национальные лицеи, гимназии и руководство школы, когда я говорю, не упоминая о Чингисхане, что мы проводим генетические исследования, отказа я не получал ни в горном Алтае, ни в Хакасии, ни в Туве. Всегда ученикам что-то рассказывается о генетике. Единственная проблема, что мальчики в этих школах обычно коротко подстрижены и взять волосы именно у мальчиков, что сейчас нам особенно интересно - это технически сложная задача. Правда, решаемая, но сложная.
– А какого рода исследования были бы интересны, где задействованы женщины и генетический материал женщин?
– Приведу очень яркий пример из работ европейских ученых. Есть так называемая митохондриальная ДНК, элемент геномы, передающийся по женской линии. В Исландии, которая была заселена викингами, там своего населения не было. И дальше миграции не было, больше туда никто не ехал, население стабильное, церковные книги ведутся с X века. Так вот изучение происхождения исландцев показало, что по мужской линии они происходят от скандинавов, а по женской линии от населения Великобритании. Скандинавские викинги туда прибыли не прямиком, а через Англию. И в Англию своих женщин не везли, а женщин подобрали в завоеванной ими частично Англии или Шотландии и оттуда двинулись в Исландию. Поэтому исландцы как этнос имеют такое двойное происхождение.