Ссылки для упрощенного доступа

Восточноевропейский союз для стран Южного Кавказа


Ирина Лагунина: По мнению некоторых европейских политиков, у стран Южного Кавказа сохраняется перспектива вхождения в Европейский Союз. Своеобразным этапом на пути в эту европейскую структуру может стать членство в так называемом Восточноевропейском союзе. Наш корреспондент Олег Кусов побеседовал с экспертами из Тбилиси, Баку и Еревана о готовности южнокавказских стран воспользоваться этой идеей.



Олег Кусов: Предложение об образовании Восточноевропейского союза с участием стран Южного Кавказа, Украины и Молдавии высказал вице-председатель баварского Христианско-социального союза и представитель Европарламента Инго Фридрих. По его мнению, Европейский союз на данный момент исчерпал свои возможности расширения, но страны, не вошедшие в ЕС, нельзя лишать перспективы членства в этой структуре. Восточноевропейский союз, дополняют политика эксперты, мог бы стать своеобразной площадкой для подготовки стран Южного Кавказа к вступлению в Европейский союз. Подобная структура могла бы помочь некоторым постсоветским странам окончательно определиться в своих внешнеполитических приоритетах, отмечает руководитель Центра политических исследований "Запад-Восток" Арастун Оруджлу.



Арастун Оруджлу: Возникновение этой идеи, я думаю, появилось прежде всего из-за того, что участвуя в программе «Нового европейского соседства», эти страны прежде всего не видят далекой перспективы быть включенными в состав Евросоюза. Поэтому ведут очень сдержанную политику Азербайджан, Армения и Молдова, их внешнеполитические приоритеты не определены. Я думаю, что идея возникает именно из-за того, чтобы эти страны определились и они могли коллективно быть подготовленными экономически, коммуникационно для дальнейшей интеграции в европейское пространство. Насколько это приемлемо для конкретно Азербайджана? Я думаю, что очень приемлемо, потому что Азербайджан одним из своих важных внешнеполитических приоритетов объявил интеграцию в евроатлантические структуры и также европейские. То есть проблема заключается в том, что Азербайджан является очень близким экономическим партнером Евросоюза, де-факто одним из очень важных участников политики Евросоюза, энергетической диверсификации.



Олег Кусов: Армению называют стратегическим союзником России на Южном Кавказе. Полезно ли для Армении сотрудничество с Западом? Руководитель Кавказского института СМИ Александр Искандарян утвердительно отвечает на этот вопрос.



Александр Искандарян: Да, конечно, потому что это движение не только в сторону европейского рынка или европейских капиталов или европейских инвестиций. Это также и движение в сторону европейских норм права, гармонизации национального права, европейских ценностей, европейских норм, которые соблюдаются при управлении государством и так далее.



Олег Кусов: В Тбилиси после победы «революции роз» новые власти даже называли сроки возможного вступления Грузии в Евросоюз. Чуть позже конкретика пропала, но цель остаётся прежней, утверждает эксперт Грузинского фонда стратегических и международных исследований Арчил Гегешидзе.



Арчил Гегешидзе: Грузия подписала с Евросоюзом соглашение о сотрудничестве и партнерстве. Особенно начиная с 2004 года, когда Грузия с Арменией и Азербайджаном была включена в коммюнике европейского соседства, с тех пор отношения с Евросоюзом стали более эффективными. Но, конечно, что касается Грузии, интеграция в Евросоюз относится к более отдаленному будущему, ибо это более трудно, более требовательно и требует в конечном итоге готовности страны для того, чтобы включиться в европейские процессы. Нужно быть конкурентоспособным государством, нужно иметь соответствующие институты европейские, чтобы участвовать в общеевропейских разных процессах.



Олег Кусов: Возможное вступление в Восточноевропейский союз Азербайджана вызовет отрицательную реакцию Москвы и Тегерана, убеждён руководитель Центра политических исследований "Запад-Восток" Арастун Оруджлу.



Арастун Оруджлу: У Азербайджана, к сожалению, не очень великодушные соседи. Я имею в виду прежде всего Россию и Иран, которые пытаются всячески оказать влияние на Азербайджан, отвести Азербайджан от европейской и евроатлантической интеграции. Особенно Россия активно пытается вмешиваться в политику Азербайджана, потому Азербайджан непосредственный участник политики энергетической диверсификации. И в этом смысле Россия хотела бы, чтобы Азербайджан согласовал свою энергетическую политику с Россией и вел игру в российских рамках. Вот в этом смысле, я думаю, что Азербайджан если примет участие в новом союзе, безусловно столкнется с определенным давлением со стороны России и Ирана.



Олег Кусов: Армения не вкладывает в сотрудничество с западными структурами антироссийского смысла, утверждает руководитель Кавказского института СМИ Александр Искандарян.



Александр Искандарян: Армения является на самом деле членом достаточно серьезных организаций европейских. То есть Армения является членом Совета Европы, Армения является членом ОБСЕ. ОБСЕ не вполне европейская организация, там есть и Соединенные Штаты, Канада, тем не менее, в основном европейская организация. В эти же организации входит Россия, кстати, Азербайджан, Грузия, Армения одинаково. У Армении есть индивидуальные планы партнерства с НАТО и так далее. В этом смысле Армения может быть отличается от одной из своих соседок от Грузии в том, что вступая в европейские организации, сотрудничает с Европой и так далее, Армения это обычно согласовывает с Россией. Пытается сделать так, чтобы никто не был особенно обижен. Понимание этого есть и в Европе, и в России. И до сих пор Армении удавалось сочетать свой путь в Европу, чтобы не портить отношения с Россией, иметь стратегические отношения. Я думаю, если эта перспектива станет реальной, а станет, просто не сегодня, это не будет решаться помимо России. В Армении не понимается дело таким образом, как, например, в Грузии, что прозападный означает антироссийский, пророссийский означает антизападный.



Олег Кусов: Грузия, заявляя о своём намерении добиваться вступления в Евросоюз, может в очередной раз подвергнуться жёсткой критике со стороны Москвы, полагает эксперт Грузинского фонда стратегических и международных исследований Арчил Гегешидзе.



Арчил Гегешидзе: Если интеграция в НАТО – это в какой-то степени, может быть даже в большей степени политическое решение, то вступление в Евросоюз – это не политическое решение, это по-настоящему страна должна быть готова к интеграции и то есть иного характера и рода должна быть страна, европейского типа, с особыми институтами. И с этой точки зрения чуждой для развития России. Я даже слышал от отельных российских экспертов, что интеграция в ЕС может быть в долгосрочной перспективе более опасной для России, чем НАТО. Потому что Евросоюз в административном порядке вытесняет Россию с постсоветского пространства, потому что на постсоветском пространстве, где успешно будут такие процессы возникать, там совершенно другие институты, в том числе по принятию решений по управлению, по отчетности, по отношению к собственности, по правам человека. То есть все будет иным. А в этом случае, если институты европейские, то объективно страна стремится в Европу, и Европа тоже стремится, во-первых, опекая эту страну, потому что страна совместима с точки зрения ценностей, с точки зрения институций с европейскими институтами. Либо в смягченном режиме будут принимать в свои ряды такую страну.



Олег Кусов: Руководитель Кавказского института СМИ Александр Искандарян напоминает, что некоторые политики в Европе высказывают сомнения по поводу принадлежности Азербайджана к европейской политической культуре.



Александр Искандарян: Азербайджан страна с некоторыми признаками страны, я бы так сказал, ближневосточного круга. Я имею в виду отнюдь не только ислам и уж во всяком случае ислам как религию. В том числе политическую культуру, династическую передачу власти, вот эти последствия нефти в политике, которые там есть, и так далее.



Олег Кусов: Руководитель Центра политических исследований "Запад-Восток" Арастун Оруджлу не согласен с подобными утверждениями, при этом он подчеркнул, что высказывания европейских политиков на эту тему тормозят демократические преобразования в Азербайджане.



Арастун Оруджлу: К сожалению, это отношение совпадает с мнением правящих политических кругов Азербайджана, потому что они хотят все время внушить Западу, что те западные демократические ценности, они неприемлемы для атмосферы Азербайджана, менталитета азербайджанского народа. Я думаю, что в принципе ментально и в плане политической культуры три южнокавказских страны не особенно отличаются друг от друга. После того как 7 ноября в Тбилиси было применено насилие в отношении политических оппонентов или ужасное событие в Ереване 1 марта, они показали, что в плане политической культуры эти страны далеко друг от друга не ушли.



Олег Кусов: Поможет ли участие в одной европейской структуре Баку и Еревану отыскать решение карабахской проблемы? Руководитель Кавказского института СМИ Александр Искандарян, анализируя опыт других стран, приходит к мнению, что сегодня альтернативы Минской переговорной группе нет.



Александр Искандарян: Что касается то, что в Евросоюзе такого рода проблемы решаются – это миф. Проблемы басков, ирландцев, корсиканцев не решились и от вступления в Евросоюз ничего в этих конфликтах не изменилось, а в некоторых случаях ухудшилось. Кипр приняли в Евросоюз с конфликтом вместе, то есть в Евросоюз принята де-факто греческая часть Кипра, турецкая часть Кипра не была принята. Что же касается Минского формата, на сегодняшний день минский формат – это единственный формат, при котором возможно сохранение переговоров вообще. То есть просто чтобы они были, даже вялотекущие, даже мало результативные, но чтобы был канал общения между президентами, между элитами двух стран, минский процесс единственный, который может это обеспечить. Я боюсь, что выбор не лежит между минским процессом и каким-нибудь более хорошим форматом переговоров. А реальный люфт лежит между минским процессом и отсутствием переговоров. Поэтому при многочисленных переговорах о том, что пора его хоронить, слишком много времени прошло, а он ни к чему не привел, ответ таков, что лучше формат контакта, канал контакта, канал переговоров иметь, чем если его не будет. Быстро такие конфликты не решаются. Ни опыт Кипра 74 года, ни опыт Кашмира 48, ни опыт Тайваня 49 нам не показывает, что такого рода конфликты могут решаться быстро, к сожалению.



Олег Кусов: Cотрудничество южнокавказских стран в рамках возможного Восточноевропейского союза приблизит Баку и Ереван к решению карабахской проблемы. Так считает Арастун Оруджлу.



Арастун Оруджлу: Я думаю, и этот фактор будет при переговорах по Нагорному Карабаху. Но прежде всего переговоры по Нагорному Карабаху будут развиваться только в условиях демократического обновления в обоих государствах. Я имею в виду как в Армении, так и в Азербайджане.



Олег Кусов: Говорил руководитель Центра политических исследований "Запад-Восток" Арастун Оруджлу.


Официальная Москва ещё не высказала своего мнения по поводу возможного образования нового союза с участием стран Южного Кавказа, Украины и Молдавии.


XS
SM
MD
LG