К сожалению, полные матчи российского чемпионата, даже самые напряженные и яркие, среднестатистическому европейцу неинтересны. Вряд ли стоит упрекать иностранных любителей футбола за это.
Если бросить взгляд на шоу-бизнес, то здесь примерно такая же ситуация. Российские эстрадные исполнители большинству американцев, англичан, итальянцев и т.д. безразличны. Когда мы слышим рассказы некоторых наших звезд о том, что они «там» собирали полные залы, то должны осознавать – аншлаги обеспечил, выражаясь словами Владимира Высоцкого, «бывший наш народ». Здесь нечего стесняться. Ведь если в Америке с ума сходят по бейсболу, это не значит, что в России он так же популярен.
Естественно, в расчете на ностальгические и патриотические чувства русскоязычного населения за рубежом стратегию не выстроишь. Она должна опираться на внутренний ресурс. И все же игнорировать интерес к российскому футболу за пределами страны – непозволительная расточительность.
Для того чтобы предлагаемый продукт был конкурентоспособен, он должен иметь презентабельный вид. Продавать можно только зрелище. С одной стороны, матчи российского чемпионата должны привлекать бескомпромиссностью, красивыми комбинациями и голами. С другой - соответствовать международному стандарту качеством показа. Признаемся честно: «весенний» футбол на разбитых полях, снятый одной-двумя камерами, и показывать-то стыдно!
Качество «картинки» в данном случае - показатель не столько эстетический, сколько экономический. Какие-то позитивные изменения, конечно же, происходят. Стало больше статистических данных, применяется компьютерная графика, появились такие давно принятые на Западе «украшательства», как показ команд во время приезда на стадион и в подтрибунных помещениях, флэш-интервью у кромки поля и т.д.
Но в целом положение дел удручающее. Из провинции организовать нормальную трансляцию европейского уровня можно только за счет выезда на место телебригад центральных каналов. В российской глубинке не хватает камер, современного оборудования, специалистов высокой квалификации. Мы же сами ужасаемся тому, что и как показывается на всю страну из Нальчика или Ростова, Томска или Владивостока.
Что уж тут говорить о регионах, если даже в Москве не все в порядке. Например, при проектировании стадиона «Локомотив» не были предусмотрены места для камер общего плана, снимать сверху на одной из лучших арен страны попросту нельзя. Технические новинки внедряются с большим скрипом. В Европе давно уже используют специальные комплексы, позволяющие определить расстояние до ворот или скорость полета мяча. На всю Россию такой комплекс всего один, хотя стоит он не так уж и дорого - порядка 300-350 тысяч евро. Словом, не нужно витать в облаках, у нас, как говорят англичане, «есть пространство для совершенствования». Недаром финал Лиги чемпионов в Москве доверили показывать именно посланцам туманного Альбиона.