Времена дешевых продуктов не вернутся, предупреждают эксперты Организации Объединенных наций. В четверг вышел доклад, подготовленный ООН совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития. В нем говорится, что в ближайшие годы по сравнению с нынешним пиком цены на продовольствие опустятся, но в целом все равно будут только расти. Причины продуктового кризиса - в высоких ценах на нефть, в увеличении потребления питания, урбанизации, росте населения, «порочной» торговой политике, ухудшении климатических и погодных условий, росте производства биотоплива и в спекуляциях на рынке. Доклад о сельскохозяйственных перспективах на 2008-2017 годы вышел накануне Всемирного продовольственного саммита, который пройдет в Риме под эгидой ООН.
Авторы доклада, цель которого – попытка предсказать тенденции в сельском хозяйстве на ближайшее десятилетие - предлагают стимулировать сельскохозяйственное производство в беднейших странах. Кроме того, они рекомендуют проанализировать зависимость сокращения запасов питьевой воды от изменения климата на планете, развивать производство генно-модифицированных продуктов.
По мнению экспертов, хотя рост цен замедлится средняя стоимость большинства сельскохозяйственных товаров в последующие 10 лет будет выше чем в предыдущее десятилетие: говядина и свинина подорожают на 20%, сахар - на 30%, пшеница, кукуруза и сухое молоко - на 40-60%, масляничные культуры - более чем на 60%, растительное масло - более чем на 80%.
Авторы доклада рассчитывают, что, когда поставки сельхозпродукции возрастут, цены начнут снижаться. Тогда многомесячная паника, охватившая товарную биржу и правительственные круги в ряде стран, уляжется. Из всех причин, вызвавших продовольственный кризис, останутся две – рост цен на нефть и повышение спроса на биотопливо.
В докладе также содержится прогноз по росту производства и потребления продуктов питания в Индии и в Китае на ближайшее десятилетие. Одновременно предполагается, что стоимость доллара по отношению к другим основным валютам мира повысится, что в свою очередь станет в некоторых странах стимулом для внутреннего производства.
Выводы экспертов ООН и ОЭСР в интервью Радио Свобода прокомментировала аналитик вашингтонского института Катона Салли Джеймс.
- В докладе говорится, что появляются признаки снижения цен на некоторые виды продукции, и что эта тенденция в ближайшие месяцы продолжится. Как вы это объясните?
- Эта тенденция определяется некоторой стабилизацией доллара. Его укрепление дает определенный эффект, поскольку многие аграрно-сырьевые товары оцениваются в долларах. Мы также видим, что, например, американские фермеры наращивают производство продукции, целенаправленно увеличивают посевы ряда культур, урожай которых сейчас пользуется повышенным спросом. Такова реакция фермеров на повышение цен на продукты. Соответственно ожидается, что поставки сельскохозяйственной продукции увеличатся, цены несколько снизятся.
- Какими экономическими и социальными последствиями чревато повышение цен на продовольствие?
- Рост цен способен наносить ущерб одним и принести выгоду другим. Так, в небогатых странах, в которых разрешен экспорт сельхозпродукции, фермеры получают возможность продавать ее по завышенным высоким ценам, и это обогащает их. Примером может служить Таиланд - крупнейший экспортер риса. Для стран же импортирующих продовольствие, повышение цен ударит прежде всего по представителям бедных слоев населения, которые вынуждены тратить большую часть своего бюджета на питание. Это ведет к политическим и социальным волнениям, наподобие тех, которые мы уже видели в Гаити, Египте и еще в четырех десятках стран по всему миру.
- В докладе также говорится, что выгода от производства биотоплива с точки зрения энергетики, безопасности, охраны среды обитания и экономики – в лучшем случае умеренная. Предлагаются «альтернативные подходы». В чем такие подходы могут заключаться?
- Я не эксперт в области энергетической политики. Но я согласна с выводами известных мне исследований о том, что биотопливо не приносит существенной пользы. Лучший способ меньше зависеть от энергоносителей - это более рациональное их использование. И это разумеется касается Соединенных Штатов. Либо мы должны смириться с тем, что нам придется платить более высокую цену за то, чего на рынке становится относительно меньше. Я не уверена в том, что инвестиции в производство биотоплива являются панацеей от энергозависимости. С другой стороны, достаточно признаков того, что это замедляет рост других секторов экономики. Это надо всегда иметь в виду, реализуя биотопливную стратегию.
- В том же докладе говорится о желательности развития производства продуктов питания с применением генной инженерии. Поможет ли она справиться со всемирным голодом?
- Напомню о поразительных результатах так называемой «зеленой революции» - внедрения в 60-е годы передовых агротехнологий в сельское хозяйство развивающихся стран, благодаря которому производство сельхозпродукции в мире резко выросло. Применение генной инженерии – это новый гигантский шаг вперед. И его плоды видны уже сейчас, при получении урожаев культур с лучшими биологическими свойствами, например, элитных засухоустойчивых сортов пшеницы, не требующей много пестицидов. Я считаю, что для преодоления грядущей нехватки продовольствия деятельность в этом направлении принесет куда больше пользы, чем стремление перейти на биотопливо.