Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Олег Кусов.
Андрей Шароградский: Завершается визит премьер-министра России Владимира Путина во Францию. Это его первая официальная поездка в ранге руководителя правительства. Путин встретился с бывшим президентом Франции Жаком Шираком и писателем Морисом Дрюоном. Это его сегодняшняя программа. А накануне у Владимира Путина прошли переговоры с нынешним лидером Франции Николя Саркози.
Олег Кусов: Администрация президента Франции распространила сегодня сообщение, в котором говорится, что визит премьер-министра России в Париж состоялся лишь через несколько недель после образования нового российского правительства, что «свидетельствует о воле двух стран поддерживать регулярный диалог».
Пресс-секретарь посольства Франции в Москве Сильвен Гиог в интервью Радио Свобода заявил, что договоренность о нынешней поездке была достигнута еще в прошлом году, задолго до того, как миру стало известно, кто займет кресло премьер-министра России после президентских выборов 2008 года.
Сильвэн Гиог: Во время визита в Москву в октябре 2007 года Николя Саркози пригласил Владимира Путина посетить Францию сразу после истечения срока его президентских полномочий. Так что это лишь выполнение обещания, данного Путиным Саркози в прошлом октябре.
Олег Кусов: Почему Путин по-прежнему выступает на Западе фактически в роли главы государства? На этот вопрос мой коллега Марк Крутов попросил ответить корреспондента московского бюро французской газеты «Монд» Мари Жиго.
Мари Жиго: Конечно, премьер-министр Путин оставил у себя много полномочий. Это в некоторой мере, может быть, нормально, что в таком периоде, раз Медведев только что вступил в должность… Но мне кажется, что самое главное сейчас - это то, что Франция скоро, с 1 июля, будет возглавлять Европейский Союз. Мне кажется, что во Франции есть такой консенсус, чтобы это президентство было решительно для партнерства Европейского Союза с Россией.
Марк Крутов: То есть Франция нацеливается на роль своего рода посредника в отношениях России и Евросоюза?
Мари Жиго: Мне так кажется, вот уже два года, что это стратегическое партнерство не может никак обновляться. Оно должно сейчас продвигаться дальше с президентством Франции.
Марк Крутов: Когда Путин (и возможно ли вообще такое) перестанет быть в глазах Запада главным человеком в России? Есть ли шансы у нового президента Дмитрия Медведева им стать?
Мари Жиго: Мне кажется, что да. Но просто сейчас такой, может быть...
Марк Крутов: Переходный период, вы считаете, сейчас?
Мари Жиго: Переходный период, да.
Марк Крутов: Помимо того, что Николя Саркози хочет стать посредником в отношениях России и Евросоюза, многие эксперты говорят о том, что вообще у Саркози и Путина особенные отношения. Это действительно так, на ваш взгляд?
Мари Жиго: Нет, по-моему, они не так часто встречались. Но визит премьера во Францию - это знак, что Россия и Франция намерены продвигать дальше это партнерство.
Марк Крутов: Вы сегодня после встречи Путина и Саркози будете брать у российского премьер-министра интервью. О чем вы его спросите в первую очередь?
Мари Жиго: В первую очередь, может быть, об экономике, о внутренней ситуации и тоже некоторые вопросы международных отношений, как он видит свою роль на международной арене, потому что, хотя он премьер-министр, внешняя политика - это, скорее всего, задача президента. Мне кажется, что все-таки Владимир Путин использует его влияние на мировой арене.
Олег Кусов: Говорила корреспондент московского бюро французской газеты «Монд» Мари Жиго.
Пока Владимир Путин пользуется у зарубежных политиков репутацией лидера страны. Может ли через несколько лет ситуация измениться? Этот вопрос мой коллега Марк Крутов задал эксперту германского Совета по внешней политике и специалисту по отношениям России и европейских стран Александру Рару.
Александр Рар: На Западе действительно с большим удивлением следят за визитом Путина во Францию, где главным его партнером как будто является президент Франции, а не премьер, то есть уровень для Путина по-прежнему остается во время этого визита президентским. К тому же он полностью забирает шоу у президента Медведева, который через несколько дней тоже должен был приехать во Францию, чтобы начать переговоры с Францией, как будущей страной, которая возглавлять будет Европейский Союз в течение полугода, чтобы договориться о продлении договора о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией.
Марк Крутов: Действительно, как вы сказали, на Западе эта ситуация вызывает удивление.
Александр Рар: Среди экспертов это вызывает удивление. Я думаю, среди политиков - тоже. Потому что все-таки ожидалось, что в России будет после прихода к власти Медведева своеобразное двоевластие, где президент будет решать все главные стратегические вопросы, которые касаются энергетической политики, экономики, инвестиций в Россию, но внешнюю политику, так считалось во всяком случае на Западе, он бы оставил Медведеву. Визит во Францию Путина, то есть все, что связно с этим визитом и как он будет проходить, показывает, что Путин не уходит из внешней политики России.
Марк Крутов: Возможна ли, на ваш взгляд, ситуация, когда все-таки Путин и Медведев поменяются в этом плане ролями?
Александр Рар: Посмотрим, увидим. Я думаю, что важно будет посмотреть, как сам Медведев себя проявит во время своего визита в Германию, который состоится ровно через неделю. Туда он приезжает, кстати, без Путина. Я знаю, что японцы, которые проводят через шесть недель саммит "большой восьмерки" у себя в стране, по-прежнему не знают, приедет ли Медведев один или в сопровождении Путина. Поэтому мир действительно находится в таком... в загадках, в состоянии, где стараемся понять, что в России происходит. Но я думаю, что президентская власть в России традиционно очень сильна. Медведев не сразу, но через год, через полтора года будет иметь достаточно больших и мощных функций, чтобы вести внешнюю оборону, политику, потому что эти две стороны политики являются монополией президента.
Олег Кусов: Так считает эксперт германского Совета по внешней политике и специалист по отношениям России и европейских стран Александр Рар.
Эксперты высказывают мнение, что полномочия нынешнего премьер-министра России высоки - бывший президент продолжает руководить как внешней, так и внутренней политикой страны. Слово политологу Дмитрию Орешкину.
Дмитрий Орешкин: Путин ведет себя, как реальный лидер страны. Еще до президентских выборов было понятно, что Медведев будет президентом-стажером, по крайней мере, в первые несколько месяцев, а может быть, даже и лет. Путин сделал все для того, чтобы реальный центр власти, реальный центр принятия решений остался при нем.
Олег Кусов: Как сообщают информационные агентства, президент Франции Саркози после встречи с Путиным позвонил президенту России Дмитрию Медведеву и выразил удовлетворение предстоящей встречей с новым президентом России на саммите «большой восьмерки» в Японии в июле этого года.