Ссылки для упрощенного доступа

Почему растущие цены на продукты и бензин в России не останавливают рост спроса


Андрей Бабицкий: Цены на продукты питания в России только за вторую половину прошлого года выросли в среднем на 1-205%, с начала нынешнего еще на 10-15%. Автомобильный бензин в среднем дорожает чуть ли не на рубль в месяц. Но даже такие темпы роста цен не могут пока сдержать бурного роста потребительского спроса и на продукты, и на топливо, отмечают эксперты, к которым обратился мой коллега Сергей Сенинский.



Сергей Сенинский: Средняя розничная цена одного литра автомобильного бензина в России, по официальным данным, за весь 2007 год повысилась на 8,5%, а с начала 2008 года еще на 9,8. Но это в среднем по всем видам топлива. По наиболее востребованным его сортам рост может быть и иным. Наш первый собеседник в Москве руководитель аналитического отдела информационного центра «Картес» Алексей Груздев.



Алексей Груздев: Ничего сверхординарного пока не произошло. К такому выводу можно придти, если сравнить, например, показатели первых кварталов 6, 7 и текущего годов. Наиболее востребованный в России 92 бензин вырос на 11,4% от первого квартала прошлого года к первому кварталу текущего. А год назад за аналогичный период рост цен составил 10,2%, то есть вполне сопоставимый по уровню с текущим.



Сергей Сенинский: Проявились ли какие-то признаки того, что стремительное подорожание бензина привело к изменению объема спроса на него?



Алексей Груздев: Потребление бензина в России выросло на 6% с первого квартала прошлого года к первому кварталу текущего. Год назад рост потребления был примерно таким же и составлял 5,5%. То есть динамика роста цен пока никак не сказывается на динамике потребления бензина.



Сергей Сенинский: Половину всего парка легковых автомобилей в России, примерно 14 миллионов из 30 миллионов, составляют машины старше 340 лет. Еще 25% этого парка приходится на машины возрастом от 5 до 10 лет. исходя из этих данных, можно было бы предположить, что примерно две трети всех легковых автомобилей в стране их водители могут заправлять более дешевым бензином. Но в России к категории высокооктановых относят пока сорта бензина не от 95 и выше, как в Европе, например, а от 92 и выше.



Алексей Груздев: Доля высокооктановых бензинов в общем потреблении автомобильных бензинов в России за первый квартал прошлого года составляла 75%, а за первый квартал текущего года уже 78% Цены на высокооктановые бензины, 92 и 95, растут согласованно в процентном отношении. Медленнее дорожает низкооктановый бензин 76, 80, однако он и менее востребован, снижается его производство и потребление. Говорить о каком-то радикальном расслоении автовладельцев в плане зависимости от потребляемого ими вида топлива вряд ли приходится.



Сергей Сенинский: Рост цен на бензин по некоторым данным резко ускорился именно в последние два месяца по сравнению даже с началом года, но и это пока не повлияло на спрос.



Алексей Груздев: Если сравнить самые последние данные по динамике роста цен на бензин, по его потреблению, то возникает достаточно тревожная картина, с одной стороны. Если цены в первом квартале этого года росли на 10, минимум 20 копеек в месяц, то в апреле-мае рост доходил до 70-80 копеек в месяц. И даже несмотря на такие галопирующие цены, пробки как были в городах автомобильные, так и они сохраняются, люди меньше ездить не стали, потребление бензина не снижается. Вместе с ростом мировых нефтяных цен растут не только внутренние цены на топливо, но также и доходы государства и самих граждан, может быть не в той степени, как цены на топливо, но положительная динамика присутствует и здесь.



Сергей Сенинский: Рост цен на некоторые продукты питания в России в последние месяцы почти не отставал от роста цен на бензин. Например, с начала нынешнего сельскохозяйственного сезона, то есть с июля 2007 года, розничные цены на хлеб и хлебобулочные изделия повысились в среднем более чем на треть. Аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Игорь Павенский.



Игорь Павенский: Тот рост, который был вызван в первую очередь выросшими ценами на зерно и на муку, соответственно, составил примерно 35% по рознице на хлеб.



Сергей Сенинский: А произошли какие-то перемены по объемам или по видовой структуре в спросе на хлеб в России? Например, на фоне роста цен где-то стали меньше покупать более дорогого хлеба и наоборот больше дешевого? Хотя, как и рынок бензина, рынок хлеба отличается не минимальной эластичностью спроса, то есть он реагирует на рост цен либо слабо, либо с большой задержкой.



Игорь Павенский: Так как это крайне неэластичный спрос по хлебу, его продолжают потреблять. Возможно в каких-то более бедных регионах стали покупать больше дешевого. Но если брать столичные регионы, областные города, думаю, что кошелек наших граждан выдержал этот рост и существенных изменений здесь не произошло.



Сергей Сенинский: Рост цен на молочные и мясные продукты в России в прошлом году также оказался значительным. Однако в нынешнем он замедлился, отмечает директор института аграрного маркетинга Елена Тюрина.



Елена Тюрина: Активный рост цен на мясные и молочные продукты в России начался во втором полугодии 2007 года. Именно во втором полугодии цены выросли в среднем на 15%. Это связано прежде всего с ростом цен на зерно и с ростом цен на энергоносители. За истекший период текущего года темпы роста цен были меньше, чем в прошлом году, за полугодие в среднем цены выросли на 10%.



Сергей Сенинский: Но в отличие от рынка хлеба, на рынке мяса рост цен не мог не отразиться на структуре потребления.



Елена Тюрина: Конечно же, спрос и структура потребления зависит от уровня дохода потребителя. Можно сказать, что население с низким уровнем дохода, конечно, стало покупать меньше, особенно мясных продуктов. Население с более высоким уровнем дохода в принципе не изменило свою структуру потребления. Если рассматривать мясную группу товаров, то объемы потребления очень различны. То есть население с высоким уровнем дохода сегодня потребляет в среднем свинины 30 килограмм в год, мяса птицы 25 килограмм в год, телятины тоже около 20 килограмм в ход. А население с низкими доходами потребляет 10 килограмм свинины и 20 килограмм мяса птицы. Поэтому изменения цен на рынке сказались прежде всего на объеме потребления населения с низким уровнем дохода.



Сергей Сенинский: Исходя из опыта многих стран мира, по мере роста благосостояния населения постепенно сокращается доля хлебобулочных изделий в ежедневном рационе, их замещают другие продукты, в частности, молочные и мясные, а также овощи и фрукты. В какой мере эта тенденция проявляется в последние годы и в России? Игорь Павленский, Институт конъюнктуры аграрного рынка.



Игорь Павенский: Да, конечно, эта тенденция проявляется в России. Сильное снижение по потреблению хлеба началось где-то с 2001 года, когда страна оправилась от кризиса, пошел рост доходов. Что касается последних лет, то это снижение потребления несколько замедлилось за счет того, что идет миграция, в России проживает довольно много мигрантов, которые в общем-то составляют эту группу, где наблюдается высокое потребление хлеба, хлебобулочных изделий за счет того, что у них ниже уровень доходов.



Сергей Сенинский: А как изменились объемы самого производства хлеба за последние, скажем, 7 лет в России?



Игорь Павенский: Наглядными являются цифры по производству хлеба. Если в 2000 году производство составляло примерно 11,7 миллионов тонн хлеба, то в 2007 – это 8,2 миллиона тонн.



Сергей Сенинский: Елена Тюрина, институт аграрного маркетинга.



Елена Тюрина: Ежегодное снижение потребления хлеба и хлебобулочных изделий в целом по России составляет 3-5% к уровню предыдущего года. И замещение хлеба и хлебобулочных изделий идет особенно среди населения с высоким уровнем дохода и замещение идет в сторону овощей и фруктов прежде всего, и меньшей степени мяса и молока.



Сергей Сенинский: Рост цен на зерно за последний год-полтора не мог не отразиться в России на объемах самого производства мясных и молочных продуктов. По идее, чем зерно дороже, тем закупать его должны были бы меньше. Но с другой стороны, цены на мясо и молоко тоже значительно выросли, что сделало их производство более выгодным.



Елена Тюрина: В последние год-полтора мы отмечаем устойчивый рост производства. Прежде всего свинины, бройлера и мясомолочных продуктов. Это мы связываем с активным процессом инвестиций в строительство новых свинокомплексов и молочных ферм. С чем связан такой рост активности инвестиционной на этих рынках? Это связано прежде всего с программой правительства по кредитованию производителя. То есть созданы сегодня льготные условия для производителей свинины и молока. Еще интересный один момент: крупные производители молока и свинины, мяса бройлера сегодня для того, чтобы снизить риски зависимости от уровня цен на зерно, создают компании полного цикла. То есть арендуются земли, выращивается зерно кормовое, оно же перерабатывается на собственных комбикормовых заводах и поступает уже на корм скоту и птицы. Эта ситуация в условиях нестабильности зернового рынка позволяет избежать ценовых рисков и зависимости от цен на корма.



Сергей Сенинский: Цены на продукты питания в мире в ближайшие годы снизятся, однако в среднем останутся на значительно боле высоком уровне, чем в минувшем десятилетии. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития и сельскохозяйственной комиссии Организации Объединенных Наций представили прогноз, согласно которому в период с 2008 по 2017 год средние цены на говядину и свинину будут на 20% выше, чем за период с 98 по 2007 года. Сахар окажется на 30% дороже. Продукты из пшеничной и кукурузной муки, а также сухое молоко - на 40-60%. Рост средних цен на сливочное масло превысит 60%, а на масло растительное - 80%. Прогнозировать динамику цен на автомобильный бензин на ближайшие два-три года сегодня уже берутся все меньше экспертов. Но при этом они сходятся в том, что таким же дешевым, как лет пять-семь лет назад, он вряд ли будет.


XS
SM
MD
LG