Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Игорь Померанцев.
Андрей Шарый: В лондонской галерее "Уайт кьюб" открылась выставка концептуальных художников Джейка и Диноса Чепменов под названием "Как счастливы мы были бы, если бы Гитлер был хиппи".
Экспозиция состоит из 13 подлинных акварелей работ Адольфа Гитлера, которые братья купили за 230 тысяч долларов и раскрасили в яркие цвета. Рисунки Гитлера украшены теперь радугой, небесами с яркими звездами, улыбающимися рожицами. Согласно воспоминаниям Гитлера, между 1910 и 1913 годами он написал около тысячи акварелей. В те годы они продавались за гроши, а сейчас стали предметом коллекционирования. О выставке братьев Чепменов говорит куратор выставки, арт-директор галереи "Уайт кьюб", известный британский искусствовед Тим Марлоу.
Тим Марлоу: Братья Чепмены замыслили превратить плохое искусство в еще худшее. Для этого они разукрасили акварели Гитлера радугами и красками, сделав их еще банальнее. Вот чего они добивались. Дело в том, что зло часто очень банально. Если вы посмотрите на эти акварели, то не обнаружите в них никакого намека на то, каким монстром их автор намерен был стать и каким стал. Перед нами просто банальные романтические пейзажи. Джейк и Динос Чепмены совершили акт насилия. Теперь эти акварели больше не принадлежат Гитлеру, они олицетворяют насилие и стали работами Джейка и Диноса Чепменов. В этом и состоит их концепция. Думаю, что все это можно назвать творческим нигилизмом. То, во что превращены эти акварели, это подтверждает. Все эти 13 работ мы представляем как одну, единую работу. Коллекционеры должны покупать 13 акварелей, как одно произведение, это своего рода шутка, но одновременно это и исторический вопрос. То есть, если бы Гитлер был более талантливым художником, если бы он был хотя бы более приличным художником, если бы он обучался в художественной школе, если бы ему не отказали в приеме туда и если бы, как следствие этого, у него не возникла ненависть к искусству, стал бы мир и история XX века другими? Конечно, ответов на эти вопросы нет. Но мы задаем их. Так что, оставаясь в творческом отношении нигилистами, братья Чепмены озаботились еще и рядом вопросов о нашей истории, геноциде и тому подобном.
Андрей Шарый: Акварели Гитлера и братьев Чепменов уже проданы за 640 тысяч долларов. Как считают авторы этих работ, вмешательство их в творчество Гитлера "улучшило работы Гитлера, сделав их хуже". Чепмены считают рисунки Гитлера беспомощными. "Причем, - говорит Динос Чепмен, - глядя на эти акварели, нельзя предположить, какими душевными качествами обладал их автор". О границах допустимого в искусстве размышляет обозреватель Радио Свобода, писатель Игорь Померанцев.
Игорь Померанцев: У Василия Васильевича Розанова есть такая фраза: "Не такой я подлец, чтобы думать о морали". Я чрезвычайно редко думаю о морали, когда речь идет об искусстве, о культуре.
Говоря о конкретной ситуации. Мы говорим о художниках-концептуалистах, о художниках-постмодернистах. Это вполне в порядке вещей, вот в этой традиции брать блоки, какие-то иконы, в переносном смысле этого слово "иконы", образы готовы и манипулировать ими. Они манипулируют образом Гитлера в нашем сознании. Гитлер кто в нашем сознании? Это политический серийный убийца. Какова работа художника? Создать какой-то новый контраст, новый контекст, так, чтобы мы могли иначе увидеть эти готовые образы, шаблоны. Поэтому речь же идет не о Гитлере, речь идет об образах, об отстраненных шаблонах.
А второе, может быть, эта тема вообще шире. Мораль и искусство, мне просто кажется, что когда талантливо, тогда и морально, потому что эстетика включает в себя этику. А вот представьте себе на минуту, что роман "Лолита" написан бездарным писателем. Но это просто будет порнуха. Талант прикоснулся и чистая поэзия вообще, от книги веет чистотой. Или возьмите замечательных, талантливых американцев Чарльза Буковского, Уильяма Берроуза. Наркота, блевотина, алкоголь, пятна пота и спермы... Восхитительно, потому что талантливо.