Правительство России решило исключить из программы приватизации на 2008 год два крупнейших культурных объекта - киностудию «Ленфильм» и Цирк на проспекте Вернадского. Располряжение подписал премьер Владимир Путин. Одновременно Росимущество выступило с предложением создать на базе «Ленфильма» и киностудии Горького единую государственную кинокомпанию.
У приватизации цирка и киностудии были как сторонники, так и противники. Последние считают произошедшее заслугой общественности, вставшей на защиту культурных объектов.
Идея Министерства культуры России начать приватизацию киностудий родилась еще 2002 году. По задумке чиновников первым в частную собственность должен был перейти «Ленфильм». Незамедлительно кинематографисты заявили о том, что приватизация будет равносильна развалу кинокомпании. За всю историю здесь было снято около полутора тысяч фильмов, многие из которых вошли в историю мирового киноискусства. Однако, как считает заведующая отделом культуры газеты «Время новостей» Алена Солнцева, решение об исключении «Ленфильма» из программы приватизации - вопрос неоднозначный, и будущее киностудии выглядит теперь неопределенно:
«Во-первых, потому, что есть разные планы на этот счет, в том числе обсуждается план создания некоего холдинга на базе трех студий – "Мосфильма", студии Горького и "Ленфильма". Однако, насколько мне известно, в общем, ничего конкретного, ничего основательного по этому поводу сказать нельзя. Это некие планы, которые как-то не были продуманы, озвучены. То есть пока реальностей не очень много, это не то, чтобы план, который обсуждается. Потому что существует еще план слияния холдинга на базе "Ленфильма", "Леннаучфильма" и студии документальных фильмов внутри Петербурга, чтобы все-таки сохранить отдельно от Москвы. Но есть люди, которые считают, что было бы неплохо, если бы "Мосфильм", который проявил так удачно себя, как хозяйствующий субъект, возглавил бы перспективные, но как бы находящиеся в гораздо более худшем положении студии, хотя опять же студия Горького и "Ленфильма" несравнимы, там разные совершенно состояния. Все действующие лица пока высказывают свое эмоциональное отношение к этому вопросу. Практических шагов для этого слияния, по-моему, пока не сделано».
В свою очередь сотрудники Большого Московского государственного цирка, построенного в 1971 году, заявляют, что, подобного цирка не было и нет нигде в мире. Поэтому решение о включении здания в программу приватизации труппа цирка на проспекте Вернадского восприняла поначалу, как нелепую ошибку. Говорит руководитель пресс-службы цирка Эмилия Боровик:
«Проходило время, ничего не менялось и тогда в октябре мы провели большую пресс-конференцию и нас очень поддержали журналисты. Выступила пресса, выступило телевидение, дважды наш директор, народный артист России Леонид Костюк, был на передаче у Караулова. Конечно, это очень нам помогло, то, что радио, телевидение, вообще вся пресса вышла на нашу защиту».
Труппа цирка тоже написала несколько обращений с просьбой отказаться от этих планов, в том числе в администрацию президента и Министерство культуры. В течение года общественность и деятели культуры забрасывали чиновников письмами. Как считает Эмилия Боровик, затягивание решения вопроса связано в первую очередь с тем, что место расположения цирка – слишком заманчиво для частных покупателей: «Рядом с нами такая площадка, где когда-то начинала строиться гостиница для нас, потом, во время перестройки, как бы объявили долгостроем и эту территорию, как мы знаем, передали Кончаловскому. Территория там маленькая, а тут хотелось как бы, наверное, больше территории и всего».
Эмилия считает, что если бы здание осталось в плане приватизации, то цирка просто не было, а здание перепрофилировали в какое-то другое:
«Цирку 38 лет, он, правда, находится в очень хорошем состоянии, но наверняка могли сделать так, что капитальный ремонт стоит дороже, чем, допустим, снести это здание. Оставили бы, наверное, наши уникальные коммуникации, наши пять сменных манежей, потому что их очень эффектно можно использовать в любой ситуации. А когда мы говорили о том, что такая труппа, почти 700 человек, животные... Тут создаются новые номера, тут уникальные программы. Никого это не волновало».
Как сложилась бы дальнейшая судьба артистов, кому бы передали животных, в цирке только гадают. Одна из версий – передать труппу российской компании, то есть распределить по находящимся на госфинансировании, региональным циркам, где представления порой не собирают и половины зала. Для большого московского цирка это не проблема, по словам Боровик, только одна десятая расходов ложиться на казну: «Практически мы можем обходиться и без государственного финансирования. Потому что цирк наш очень прибыльное предприятие. И кому-то, наверное, в свое время это очень резало глаза, что такой цирк не принадлежит конкретно никому, а государству».
По словам Эмилии Боровик, цирк снят с программы приватизации и не только на этот год, как написано в распоряжении, подписанным премьер-министром Путиным. Об этом руководству учреждения официально заявили в Министерстве культуры.