Ссылки для упрощенного доступа

Раскалывающееся "Яблоко". Кто с кем сидел


Останется ли Григорий Явлинский бессменным лидером "Яблока" - решит съезд партии
Останется ли Григорий Явлинский бессменным лидером "Яблока" - решит съезд партии

В субботу 31 мая на заседании Федерального бюро партии «Яблоко» выявился жесткий конфликт руководителей партии в связи с участием некоторых из них в недавней Национальной ассамблее. Фактически в «Яблоке» образовались две платформы.


«С такими людьми нельзя блокироваться»


Лидер партии Григорий Явлинский охарактеризовал их так: «Одни считают главной задачей настойчивую и упорную борьбу за эволюцию сложившейся в России авторитарной системы в направлении европейской социальной демократии, а другие свержение Путина – Медведева. Одни ищут сторонников через осмысление ошибок и преступлений 90-х, понимание причин сложившейся ситуации и создание демократической оппозиции. Другие считают проблемы реформ 90-х «перевернутой страницей» и участвуют в создании объединения любых противников действующего режима – включая обиженных олигархов, националистов, неонацистов, необольшевиков, сталинистов, коррупционеров 90-х. Одни, находясь в демократической оппозиции, исходят из того, что демократическая эволюция требует диалога с властью, профессиональной содержательной работы, участия в выборах и протестных акциях. Другие утверждают, что власть абсолютно неприемлема и потому участие представителей «Яблока в органах исполнительной власти осуждается, а представительной – ставится под сомнение».


Григорий Явлинский считает, что его однопартийцы нарушили решения партии и вынес им приговор: «Нельзя с утра быть в «Яблоке», а вечером заседать с националистами и сталинистами и создавать с ними общие организации».
Кто победит на съезде, тот и останется в партии, а кто не победит, тот должен будет ее покинуть, - фактически такую линию отстаивает вместе с московской организацией «Яблока» ее лидер Сергей Митрохин:
«Речь шла о том, что существуют два взгляда, принципиально несовместимых друг с другом, относительно коалиций, в которые может вступать «Яблоко». Один взгляд, который я разделяю, предполагает, что невозможно вступать в коалицию с силами, которые хотят установить в России различные разновидности тоталитарных режимов, начиная от большевизма и кончая национал-социализмом, а также тоскуют по временам Сталина. В этом и заключается основная наша позиция. И мы считаем невозможным помогать этим силам достигать их политических целей». По мнению Митрохина, именно эти силы были в большинстве своем представлены в Национальной ассамблее, и поэтому представители «Яблока» должны ее покинуть. «Решение, насколько это совместимо с членством в «Яблоке», должно быть принято на съезде партии. Съезд должен определить, является ли «Яблоко» партией, которая ради смены нынешнего политического режима готова объединяться с кем угодно, в том числе и с представителями человеконенавистнических идеологий; либо «Яблоко» - это партия, которая выступает против большевизма, нацизма, сталинизм в любых их проявлениях и не может иметь с ними ничего общего. Вот так стоит вопрос», - сказал Сергей Митрохин.
Появившиеся комментарии, что якобы «Яблоко» выторговывает себе возможность войти во власть, отмежевываясь от непримиримой оппозиции, Митрохин отвергает: «Я не знаю, кто у кого чего выторговывает. Я считаю эту позицию принципиальной. Если кто-то называет себя непримиримой оппозицией, это еще не повод сразу бежать с ним брататься. Потому что если речь идет о такой оппозиции, которая мечтает установить в России гораздо более авторитарный и кровожадный режим, чем нынешний - то это неправильно, с такими людьми нельзя блокироваться. Конечной целью таких сил всегда является власть, придя к которой, они мгновенно забывают обо всех своих демократических союзниках. Еще Ленин в свое время называл таких союзников «полезными буржуазными идиотами». Мне очень неприятно, что в числе «полезных буржуазных идиотов» будут находиться члены моей партии. Я думаю, что этого просто нельзя допускать».
На замечание о том, что на ассамблее стоял, собственно, один общий пункт - проведение свободных выборов – Митрохин ответил: «В свое время и большевики требовали проведения выборов в Учредительное собрание. Что они с этим собранием сделали после – всем известно. На том или ином этапе каждая тоталитарная сила становится ультрадемократической и требует свободных выборов. Это еще не повод с ней объединяться. Тем более, если мы знаем уроки прошлого».
Раскола партии на «большевиков» и «меньшевиков» Сергей Митрохин не боится: «В партии 60 тысяч членов, и из этих 60 тысяч, меньше шести приняли участие в Национальной ассамблее. Поэтому ни о каком расколе речи быть не может».


«С кем и где можно сидеть»



Лидер питерского "Яблока" Максим Резник вышел из тюрьмы, а теперь может выйти и из партии
Лидер Санкт-Петербургского «Яблока» Максим Резник, представитель меньшинства по вопросу об участии в ассамблее, заявил, что ему и его сторонникам действительно объявлен ультиматум: «Но этот ультиматум объявлен не решением бюро, потому что на бюро даже те люди, которые скептически или негативно относятся к Национальной ассамблее - многие из них, например, Виктор Шейнис ли Валерий Борщов - выступали категорически против репрессий в отношении меньшинства. Поэтому ультиматум со стороны бюро – я бы так не стал говорить. Есть жесткая позиция, высказанная Григорием Явлинским и Сергеем Митрохиным - с моей точки зрения, абсолютно большевистская, смысл которой в том, что те, кто на съезде окажутся в меньшинстве, должны покинуть партию. Никакого рационального объяснения этому я не могу найти, кроме одного - мы видим попытку подавления внутрипартийной оппозиции и увода дискуссии от проблем «Яблока», демократического движения в стране в целом к проблемам, или нельзя.
Хочу напомнить - с Альбертом Макашовым эти самые наши товарищи сидели в Думе довольно много лет, и не бросали в лицо никому депутатские мандаты, и из зала не уходили».
Максим Резник, в свою очередь, согласен с предположениями о том, что руководство «Яблока» хочет избавиться от радикального крыла и найти возможность сотрудничества с режимом Путина и Медведева: «Да, к сожалению, с моей точки зрения, существо дискуссии именно в этом: с кем искать точки соприкосновения – с властью или с теми, кто против нее. Это действительно вопрос серьезный, и в этом смысле, действительно, есть два подхода. Но именно в этом, а не в том, с кем и где можно сидеть. И именно поэтому я считаю, что главной должна быть дискуссия о том, каким будет «Яблоко» в завтрашнем дне. Это будет открытая партия, которая действительно сможет стать партией объединенных демократов, оппонирующих авторитарному режиму, или это будет партия одного человека, которой будет в повседневной жизни руководить директор «фан-клуба» Сергей Митрохин».
При этом в самой идее сотрудничать с умеренными во власти Резник большого зла не видит: «Я считаю, что диалог всегда лучше конфликта, и в этом смысле разногласий между нами нет. Если завтра Валентина Матвиенко, допустим, захочет узнать мое мнение или мнение петербургского «Яблока» о тех или иных вопросах жизни города, я, безусловно, пойду и буду ей говорить об этой позиции. Но это не значит, что я перестану считать, что если бы она собрала чемоданы и покинула наш город, то для города это было бы благо».
Оппоненты участников Национальной ассамблеи практически уверены в своей победе на съезде. Что выберет меньшинство: отказаться от участия в ассамблее или покинуть партию? «Мы будем обсуждать это на конференции петербургского отделения, которая посвящена как раз подготовке к съезду. Но я абсолютно убежден, что существует важнейшая задача – не дать «Яблоку» скатиться в режим попытки сотрудничества с властью. Либо «Яблоко» превратится в секту, изгоняющую из себя всех несогласных», - говорит Максим Резник.
Максим Резник пообещал на съезде «Яблока» выдвинуть от петербургской организации кандидата на пост главы или сопредседателя партии. Лидер молодежного "Яблока" Илья Яшин поддерживает идею петербургских "яблочников" о выдвижении на пост лидера партии кандидата, альтернативного Григорию Явлинскому.


«Никакой внутренней демократии в партии не было и нет»


Депутат фракции КПРФ в Государственной Думе России, доктор политических наук Сергей Обухов не без обиды заметил, что у его партии ранее были общие действия с «Яблоком»: «Мы совместно выносили вотум недоверия в Государственной Думе правительству Касьянова. И что-то я тогда не слышал ни про тоталитаризм, ни про человеконенавистническую идеологию. Если уж так себя партия ведет, то конец ее, наверное, не так уж далек. Потому что использовать эту терминологию сейчас не то что не модно, но даже, на мой взгляд, недальновидно. Значительная часть электората «Яблока» сейчас голосует за КПРФ. Это показывают исследования - не только наши, но и других центров. Поэтому если партия себя и дальше так будет вести, то не думаю, что у нее есть будущее».
Адвокат СПС Вадим Прохоров так комментирует внутренний конфликт у политических конкурентов: « Эта разборка в «Яблоке» мне напомнила один эпизод из замечательных мемуаров Евгении Гинзбург. Когда Евгения Гинзбург, коммунистка, сидела в сталинской камере вместе с одной эсеркой и предложила ей папиросы или еду, я уже не помню точно что, та стала перестукиваться с коллегой в соседней камере: «Можно ли мне взять у коммунистки сигареты, не будет ли это предательством идеалов эсеров?» Вот эта ситуация в «Яблоке» с учетом ситуации в стране мне напомнила данный эпизод из книги «Крутой маршрут».
Политолог Александр Кынев полагает, что съезд «Яблока» исключит «несогласных»: «Я думаю, что «Яблоко» в очередной раз выгонит тех людей, которые выразили недовольство генеральной линией, которую олицетворяет партийное руководство. На мой взгляд, «Яблоко» лишний раз демонстрирует, формально ратуя за демократию, что никакой внутренней демократии в партии не было, и нет!»


Способный стать разъединительным, съезд Российской объединенной демократической партии «Яблоко» намечен на 21-22 июня.


XS
SM
MD
LG