Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Скандинавский дизайн


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Джанян.



Дмитрий Морозов : Наблюдательного иностранца в Дании не может не заинтересовать феномен: любая сработанная здесь вещь - будь то ручка швабры или изысканный столовый прибор,- ложится в руку безо всяких усилий, столь же естественно, словно являясь её, руки, продолжением. Никакого чуда здесь нет, но, если вам нужно определиться с названием, то зовётся феномен необычайно ёмко и просто: скандинавский стиль. Это именно то, что создало репутацию Дании как одной из ведущих стран мира в области дизайна. И сегодняшний рассказ о скандинавском, а точнее, датском дизайне. Наш скандинавский корреспондент Сергей Джанян побеседовал с лектором Датской архитектурной школы в Орхусе, профессором Томасом Диксоном.



Сергей Джанян: Начну наш разговор с несколько необычного вопроса: существует ли сегодня само понятие «датский дизайн»?



Томас Диксон: Некоторые искусствоведы отрицают это. Они говорят - да, разумеется, есть вещи созданные в Дании руками датских мастеров, но в эпоху глобализации говорить о чисто датском дизайне уже не приходится. Думаю, это не совсем верно. Выезжая за пределы Дании, мы сразу отмечаем это визуально - по изменившейся графике указателей, дизайну гостиничных вывесок, цвету дорожной разметки и так далее.


С другой стороны, доля истины в подобных рассуждениях есть. Такие всемирно известные фирмы как Bang & Olufsen или Lego , в составе которых трудится немало иностранных дизайнеров, стали мировыми брендами, и позиционируют себя отнюдь не как представители датского стиля. Многие даже не имеют понятия, что Bang & Olufsen - это датская фирма, считая её немецкой или английской компанией.



Сергей Джанян: Как в таком случае определить различия между скандинавским дизайном в целом и его национальными составляющими?



Томас Диксон: Культурно и исторически скандинавские страны тесно связаны друг с другом. Естественно, что у них сложился и во многом общий дизайнерский язык. Образцов норвежского дизайна немного, так что тон, в основном, задают датская и шведская школы. Финны тоже весьма прославлены по части дизайна, однако Финляндию традиционно Скандинавией не считают. Национальные различия есть, но они заметны лишь глазу коренного скандинава.


Что же до скандинавского стиля в целом, то его характерной чертой является тщательная ручная обработка исходного материала. Широко применяются натуральные материалы в своём естественном виде. Так, дерево обычно не красят и не лакируют, керамику не покрывают глазурью полностью, используют шерсть натуральной расцветки. Линии и формы готового продукта чистые, используемые элементы декора единичны.


Классический пример датского дизайна - стул Runde созданный в 1949 году Хансом Вегнером. Поначалу спинка его была обтянутой, чтобы замаскировать места соединений, однако позже было найдено решение в истинно датском ключе: «Мы не прячем от глаз конструкцию, но делаем её насколько возможно красивой». Этот стул, кстати говоря, использовался в оформлении интерьера студии во время предвыборной телевизионной дуэли между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном. Элегантная датская мебель настолько восхитила американскую аудиторию, что работу Вегнера в Штатах стали именовать просто «Стул» - именно так, с большой буквы.



Сергей Джанян: Что обусловило появление датского стиля в мировом дизайне?



Томас Диксон: Модернистский стиль развивался в Дании ещё в начале ХХ века. Однако с окончанием Второй мировой войны датчане получили выход на мировые рынки - и в первую очередь на потребительский рынок США. Рабочая сила в Дании была весьма дешёвой, а послевоенная датская экономика нуждалась в твёрдой валюте - американском долларе. Создавшиеся условия и способствовали развитию производства эксклюзивной мебели из дорогих сортов дерева, экспортируемой в Америку и Англию.


Фирменные черты нового стиля - лаконичность форм и широкое использование древесины - были обусловлены ещё и нехваткой ресурсов в пережившей немецкую оккупацию Дании. Дефицит стали, резины и кожи вынуждал датских дизайнеров и промышленников использовать имеющиеся в наличии материалы, но делали они это весьма умело.


Основателем же датского стиля был архитектор и дизайнер Коре Клинт, развивший тему немецкого модерна «югендстиля» совершенно в иной трактовке - без цветочного декора, рамок и орнаментов. В то время как француз Ле Корбюзье проектировал дома и предметы для людей, которые были «умны, холодны и спокойны», Клинт добивался предельной откровенности и открытости по отношению к используемому материалу, а конечной целью считал объект вроде классического стула Faaborg , «который удовлетворяет запросы современности, однако сразу видно, что он «из хорошей семьи».



Сергей Джанян: Был и другой человек, сделавший имя датскому дизайну - только он занимался светом.



Томас Диксон: Да, конечно же - Поль Хеннингсен. Это был человек весьма революционных взглядов, он размышлял и экспериментировал со светом бессчётное количество раз, пока не добивался идеально завершённого продукта. Его идеи пронизаны функционализмом - мы делаем освещение максимально возможным, но лампа не должна ослеплять. К тому же Хеннингсена всерьёз занимала мысль о воспитании «целостных людей», воспринимающих мир, как универсальное сообщество. Пользуясь светом его сверхфункциональных, лишенных декора и орнамента ламп, люди и учатся жить по-новому. Мы в Дании считаем его совершенно уникальной личностью.


Говоря об истории датского дизайна, нельзя не упомянуть и ювелира Георга Йенсена, основателя всемирно известной фирмы Georg Jensen . Созданные им вещи становились классикой уже при рождении, а его серебряная мастерская в Копенгагене собрала целую плеяду талантливых дизайнеров, в числе которых был и сын шведского короля Густава VI , принц Сигвард Бернадотт.



Сергей Джанян: Какие работы датских дизайнеров наиболее известны в мире?



Томас Диксон: В первую очередь это, конечно же, электроника Bang & Olufsen и игрушки Lego . Ещё можно вспомнить здание Сиднейской оперы, спроектированное датским архитектором Йорном Утзоном. Но более всего известны кресла-скульптуры датского дизайнера Арне Якобсона «Лебедь» и «Яйцо». Эти изделия стали настоящими шедеврами в мире дизайна и до сих пор остаются непревзойденными по удобству, простоте и изяществу стиля. Особенно известно «Яйцо» - кресло бесчисленное количество раз использовалось в музыкальных видеоклипах и демонстрировалось на страницах модных журналов.



Сергей Джанян: В каком направлении развивается сейчас датский дизайнерский стиль?



Томас Диксон: Зависит от того, о каких областях дизайна мы говорим. Если речь о мебели и интерьере, то в ходу по-прежнему классика. Например, стул «Муравей», созданный Арне Якобсеном ещё в 1952 году и ставший настоящей иконой скандинавского дизайна - на сегодня продано свыше миллиона экземпляров этого изделия. По-прежнему хорошо продаются работы Вегнера, немалых денег стоят дизайнерские светильники Хеннигсена. Однако, к сожалению, в области мебельного и графического дизайна не наблюдается притока молодых художников со свежими идеями. Зато на волне интереса сейчас разработки линий модной одежды, ставшие популярными за последние 10-15 лет. Так что в настоящий момент дела в датской моде обстоят несколько лучше, чем в сфере датского дизайна в целом.



Сергей Джанян: Говорит лектор Датской архитектурной школы в Орхусе, профессор Томас Диксон.



XS
SM
MD
LG