«Совесть Европы и коммунизм» - так называлась международная конференция, проходившая в Сенате Чешской республики 2 и 3 июня. За ее работой следил мой коллега Владимир Тольц.
Владимир Тольц: Словосочетание «Совесть Европы» принадлежит бывшему президенту Чехии Вацлаву Гавелу. Выступая на открытии конференции, собравшей в Главном зале Чешского Сената видных европейский политиков, общественных деятелей, историков и правозащитников, Гавел отметил, что Европа отягощена бременем особой ответственности за нацизм и коммунизм, появившиеся на ее территории, а также за последствия существования этих тоталитарных систем. Этот подход, пожалуй, разделяли все участники конференции. По-разному воспринимали участники конференции и словосочетание из ее названия - «совесть Европы». Одни склонны были соотносить его с поэтической семантикой драматурга Гавела, другие выражали недоумение: Европа – континент, на котором расположены страны совершенно разных культур, бытуют самые разные религии, существует широкий диапазон политических систем и практик (сравните страны давней, ставшей уже традиционной демократии, недавние посткоммунистические страны Центральной и Восточной Европы, и, к примеру, современные Белоруссию и Россию). Уместно ли при этом говорить о единой «совести» континента? И вообще, сколь основателен такой антропоморфизм? Чешский сенатор Яромир Штетина на это отвечает:
Яромир Штетина: Может быть было бы лучше. Если бы эта конференция называлась «Человеческая совесть и коммунизм». Если мы говорим про совесть, это значит, что мы чувствуем, что с совестью Европы не все в порядке. Иначе мы бы не напоминали. И то, что я сам сичатаю какой-то европейской ошибкой есть факт, что Европа смотрит разным образом на ницизм и на коммунизм. Европа распределена как-то на две части, это государства, которые не прожили коммунизм, и новые европейские страны, которые коммунизм прожили на своей собственной шкуре. Пожтому я думаю, что эта конференция принесла такую возможность, чтобы соединились обе эти части Европы, старая и новая, в этой позиции, что касается сравнения нацизма и коммунизма.
Владимир Тольц : «Соединение», о котором говорит чешский сенатор Штетина, произошло. Об этом свидетельствуют прозвучавшие с одной и той же трибуны выступления людей, обладающих столь разным политическим опытом и культурным багажом, как, к примеру, член Европейского парламента Кристофер Бизли и представитель Далай-ламы в Женеве Цетен Самдуп, или ставшего уже легендарным в Германии бывшего главы комиссии по рассекречиванию документов Штази Иоахима Гаука и главы белорусского правительства в изгнании Ивонки Сурвиллы.
А на вас чьи выступления на конференции произвели наибольшее впечатление? – спрашиваю я сенатора Штетину.
Яромир Штетина: Были два выступления, которые Были очень важные. Это выступление немецких представителей, например Иоахима Гаука, которые нам рассказывали о том, как Германия сама решила свои отношения к нацизму. Каким образом это они после войны делали и напоминание того, что это есть процесс генерационный. В Германии например, это совесть человека, которая касалась расизма, совесть немецкого народа, она терпела одну из регенераций лет двадцать. Это теперь происходит у нас. Это больная совесть нашего общества, повторяется ситуация в германии после Второй Мировой Войны. И второе выступление – выступление Саши Подрабинека. Он очень смело выступил, в том смысле, что он не говорил исторически, не выступал как историк, он не говорил про прошлое коммунизма, он говорил про сегодняшний день коммунизма. Это не значит только коммунизм в Китае, на Кубе, это значит тоже коммунизм и в нас самих. Это значит, например, проблемы решения существования коммунистических партий сегодня у нас, он просто ввел эту дискуссию вперед. Поэтому я Сашу Подрабинека высоко оцениваю.
Владимир Тольц : Коротко суммируя для наших слушателей свое выступление на пражской конференции, бывший советский политзаключенный, правозащитник Александр Подрабинек говорит:
Александр Подрабинек: Коммунизм – это не столько история, сколько наш сегодняшний день, для кого-то может и завтрашний. и коммунистический опыт прошлого века ценен не только тем что мы можем и должны осознать ошибки и преступления и попытаться искупить их, но онценен и тем, что сегодняшний коммунизм реально существует. Есть коммунистические страны, такие как Куба, Китай, Вьетнам, Северная Корея, и если говорить об европейском сознании, о том ,как соотносятся европейское сознание и опыт коммунизма, то следует говорить и том как ведет себя Европа в отношении коммунистических стран.
Владимир Тольц : Это рассуждение российского правозащитника Александра Подрабинека перекликается с тем, что говорил на конференции бывший чешской президент Вацлав Гавел, подчеркнувший, что Европа, - Евросоюз - обязан поддерживать оппозицию в таких странах, как Куба, Бирма или Беларусь, и эта поддержка не должна оказываться ограниченной прагматическими интересами политического и экономического характера. А как же обстоит дело сейчас? – Александр Подрабинек.
Александр Подрабинек : Мне кажется, что оставляет желать много лучшего поведение. С одной стороны, это часть Европы. Все-таки Европа, это же не нечто единое целое, такое же как некогда Советский Союз. Разные существуют точки зрения, разные мнения, в том числе и в политике, и какая-то часть здравомыслящих людей критически относится к коммунистическому режиму и понимает как надо себя с ним вести, что ему надо противостоять. И в то же время, какая-то другая часть политиков европейских пытается закрыть глаза на те преступления коммунистического режима, которые творятся сейчас, это не прошлое, не советский коммунизм. Преступления творятся сейчас, они пытаются об этом забыть. Не принимать в расчет, И повторять ошибки Европы в отношении с коммунизмом, которые были ей так свойственны в прошлом веке.
Владимир Тольц : Так считает Александр Подрабинек. Вместе с ним в работе пражской конференции принимала участие еще одна российская правозащитница представитель Общества российско-чеченской дружбы из Нижнего Новгорода Оксана Челышева. На мой вопрос о том, что, по ее мнению, происходит сейчас в России, она отвечает:
Оксана Челышева: Так случилось, что с 2005 года мои друзья и я набродимся в состоянии постоянного давления. И, пытаясь противостоять этому давлению, я каким-то образом для себя пришла к очень парадоксальному выводу, что то, что сейчас происходит в России, это не реставрация коммунизма как такового, потому что эта власть не идеологична по сути. Это возвращение культа силы, точнее, возвращение практики насилия и давления. И это мне кажется еще более страшным, чем та реальность коммунистическая, которая была характерна для Советского Союза. А стилистика, она может быть очень похожей. Но это не говорит о том, что у этих людей есть некая идеология.
Владимир Тольц : Пражская конференция приняла решение об учреждении Международного дня жертв тоталитарных движений. Его датой избрано 23 августа. – Почему 23-е? Логичнее, казалось бы, 21-го – это дата советского вторжения в Чехословакию в 1968-м… Сенатор Яромир Штетина отвечает мне
Яромир Штетина: Видите, как совпадают эти даты? Я помню даты 21-го, 22-го, 23-го августа в 91-ом году, когда я был в белом доме в Москве. Это совпадало с годовщиной оккупации Чехословакии Советской Армией. Это было в то время, когда Горбачев был на Форосе. И когда мы ожидали, что будет открытый путь демократии в России, обнимались с депутатами в Белом Доме, и смотрели, как, я бы сказал, смело вперед на этот путь демократии. Совпадение, что 23-е приближается к 21-му августу тоже интересное. Но мы имели ввиду другую дату, чем оккупацию Чехословакии. 23-е августа - это дата подписания пакта «Риббентроп-Молотов», который касается многих новых страна Европейского Союза. Именно Прибалтики, именно Польши касается, Молдавии, Румынии. Так что все, что напоминает совпадение этих тоталитарных систем. Они подписали. нацисты и Сталин, пакт, где распределяли себе свои роли и выступали в принципе на равных, и это такой символ, 23-е августа. Поэтому мы приняли этот день.
Владимир Тольц : Итак, 23 августа этого года Европа впервые отметит этот день - Международный дня жертв тоталитарных движений. В этот день в Праге встретятся правозащитники из разных стран света.