Россия входит в число немногих стран мира, где еще существуют нетронутые лесные массивы. Cохранением и изучением леса в России занимаются уже несколько столетий. Зарождалось российское лесоводство при Петре I, и в последующие годы другие государственные деятели продолжали развитие леса и науки о лесе. О российском лесоводстве рассказывает старший научный сотрудник Российского музея леса Наталья Яковлева.
– Люди пользуются дарами леса очень давно, но раньше никто не заботился о сохранении лесов: просто брали что хотели, рубили дрова, строили из бревен дома, т.е. к лесу было отношение такое чисто утилитарное. В какой момент появилась идея, что лес нужно охранять, заботиться, восстанавливать?
– Еще у Ярослава Мудрого в его «Грамоте» была установлена ответственность за, например, порчу чужого леса, за пожары, за пользованием бортями на чужой территории. Борть – это дикое пчеловодство. Но это была скорее охрана собственности, а не леса как такового.
– А когда впервые начали сажать лес?
– При Петре I. Петра Великого наши лесоводы назвали первый лесоводом России, потому что он издал указ в 1703 году, запрещающий рубить корабельные леса. Он начал строить флот. Вообще леса было вроде бы много, но вдоль сплавных рек не так уж много. И потом нужны были особые породы, которые Петр назвал заповедными: дуб, лиственница, вяз (ильм). Это породы, которые шли на строительство кораблей. Он запретил эти корабельные деревья рубить вдоль сплавных рек, на расстоянии 50 верст от больших и 20-ти верст от малых. Он, правда, не думал, что сберегает генетическую основу наших лесов и полноводность рек – а ведь лес сохраняет осадки. Потом Петр распорядился сажать леса, сам сажал своими руками. Его секретарь, в своих записках о Петре рассказывал, как однажды Петр на Петергофской дороге желудки зарывал в землю – аллею там сажал. И одни из его сопровождавших ухмыльнулся, а Петр эту улыбку заметил и говорит: «Ведь ты дурак, а не я, я знаю, что сажаю вот эти желудки, через 300 лет они пригодятся, построят из них корабли. Не для себя тружусь, пользе государства впредь». Сказал, как настоящий государственный деятель. О будущем думал.
– Как же дальше развивалось лесное хозяйство?
– Особенно у нас знаменита Линдуловская роща под Петербургом на Карельском перешейке. Приглашены были «лесознатели», три человека из Германии. И вот один из них, Фердинанд Габриель Фогель, как раз на том месте, которое, как считается, подобрал Петр, посеял лиственницу. Это было в 1738 году. Эти лиственницы до сих пор стоят. Был мировой Конгресс лесоводов в Финляндии в 1995 году, и они ездили на экскурсию Линдуловскую рощу. Они выбрали лучшее дерево – высота 50,5 метра, диаметр на высоте груди 1,3 метра, и этому дереву дали имя создателя рощи. Фердинанд Габриель Фогель 25 лет прослужил в России, и очень много сделал для развития нашего лесного дела. Например, он составил инструкцию о том, как растить леса, и написал книгу о наших северных лесах.
– В XIX веке лес был причислен к стратегическим запасам России, и лесное хозяйство и служащие в лесном хозяйстве относились к военному ведомству, получали военные чины.
– Да, так и было. В пушкинские времена был министр финансов Егор Францевич Канкрин. Он считал, что лес может сыграть большую роль в экономике России. В это же время, министром государственных имуществ был Киселев. При нем начали сажать так называемые Киселёвские посадки именно для того, чтобы выращивать лес для промышленных нужд. В 1801-ом году был учрежден Лесной устав, первый закон о лесах, это было при Александре Первом.
Конечно, лесное образование начало развиваться. В 1803 году был основан Лесной институт под Петербургом, в 1804 году в Козельске был учрежден Лесной институт, и Орловский институт в Петербурге. Потом они были в 1813 году все объединены в одни Лесной институт, который до сих пор существует, называется теперь Санкт-Петербургская лесотехническая академия. С тех пор начинается лесная наука, и появляется лесное образование. В 1888-ом году было решено создавать «Низшие лесные школы», для того чтобы техников лесного хозяйства научить. Достаточно было двухклассного сельского образования, а там уже лесничие при лесничествах обучали этих ребят и не только лесным правилам, а и математике и русскому языку и вообще истории даже. И выходили оттуда люди уже достаточно образованные.
– А отношение к лесу, оно по-прежнему оставалось таким чисто хозяйственным, т.е. выращивались какие-то ценные породы для промышленности или уже появлялись какие-то понятия об экологии?
– Это время – серебряный век нашей культуры: конец XIX – начало XX века у нас и в лесоводстве тоже был расцвет. Появилось много ученых, среди них Георгий Федорович Морозов, который, можно сказать, науку «лесоведение» и создал. Не он первый, конечно, все это решил, и до него были уже подходы к этому. Многие ученые задумывались о том, что лес, это не просто место, где можно вырубить древесину и пустить ее на какие-то производственные нужды, а лес, это такое определенное сообщество и сообщество не только деревьев.
Все, в общем, у нас пошло от Докучаева, когда в 1891-92 году была очень большая засуха. Тогда наша интеллигенция встала на защиту крестьян, а наши естественники во главе с Докучаевым Василием Васильевичем – почвоведом, они решили выяснить, от чего же эти засухи происходят, и какова роль леса в сохранении влаги. И вот были созданы экспедиции, и тогда было выяснено, что лес большую роль играет в сохранении влаги. Тогда же была проведена экспедиция Тилло, такой был полковник, который изучал верховья рек – Дона, Волги – и как лес влияет на состояние этих рек, на их полноводность. И потом, после того, как эта экспедиция была закрыта, то на этих местах стали создаваться опытные лесничества. Опытные лесничества стали началом лесной науки на государственном уровне.
Морозов работал в Каменно-Степном лесничестве. Его первая научная работа в журнале «Почвоведение» была «Почвоведение и лесоводство», с изложением, в сущности, его будущего учения. Так он выступил с докладом в петербургском Лесном обществе. В котором впервые обоснована необходимость создания особой научной дисциплины «лесоведение». Лесоводство это собственно практика ведения хозяйства, а лесоведение – это научная основа ведения этого хозяйства.
– А лесоведение изучает те изменения, которые происходят с лесом в результате деятельности человека?
– Да, конечно. И человек очень сильно изменяет лес. В 1920-1930-х годах, когда началась индустриализация, потребовалось очень большое количество леса. И в это время на лес было настоящее наступление. Начались концентрированные вырубки. Государству нужна была древесина. И началось настоящее истребление леса.
Главный принцип лесоводства – постоянное, неистощительное пользование лесом: сколько леса вырубил, столько его должно и нарасти. Каким способом этого можно достигнуть? Выращиванием новых лесных культур. Или рубками ухода: когда убирают ненужные деревья, сучковатые какие-то, из которых не получится стройного высокого леса.
А в 1920-1930-х годах на больших территориях лес вырубали сплошь. Вот тогда очень сильно изменилось состояние наших лесов, и состав насаждений, и их возраст.