Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Елена Фанайлова.
Кирилл Кобрин: В Москве открылся новый центр современной культуры «Гараж». Он расположен в бывшем Бахметьевском автобусном гараже, архитектурном шедевре Константина Мельникова. Открывала проект подруга Романа Абрамовича Дарья Жукова. На вечеринку были приглашены влиятельные фигуры из международного арт-мира. Перед гостями выступила скандально известная британская певица Эми Уайнхаус.
Елена Фанайлова: У этой истории есть две части: гламурно-нефтяная и культурная. Вторая интересует меня гораздо больше, и я обратилась за разъяснениями к Юрию Аввакумову, известному архитектору, специалисту по русскому архитектурному авангарду и конструктивизму, куратору выставки, приуроченной к открытию центра "Гараж".
Юрий Аввакумов: Во-первых, речь идет о Бахметьевском гараже, который находится на нынешней улице Образцова, дом 19. Гараж был спроектирован в 1926 году, построен в 1927. Спроектировал его архитектор Константин Степанович Мельников, кровлю проектировал Владимир Григорьевич Шухов, оба - гении мирового масштаба. И Мельников, который был окрылен успехом в Париже, возвращением из Парижа, думал, что сейчас все заказы будут его, и чувствовал в себе силы могучие и архитектурные, и так далее. Шухов уж не знаю, что чувствовал, потому что был лет на 40 старше Мельникова, но тем не менее с большим интересом принял участие в проектах молодого архитектора. Вместе они еще спроектировали, в частности, гараж на Новорязанской улице. Гараж был построен для автобусов-"лейландов", которых тогда московское правительство купило полтораста штук. "Лейланды" как-то негде было размещать, они бестолково на глазах того же Мельникова толкались по каким-то сараям. И он сочинил гараж, представляющий собой параллелограмм.
Так что для выставки я просто повторил этот план, эти самые прямоугольники, стоянки автобусные, показанные алым ковролином. На одном из них стоит автобус 1930-х годов, не "лейланд", к сожалению, они не сохранились в Москве, а старенький ЗИС. Дальше там сама выставка - это уменьшенные въездные порталы в ворота, ведущие в гараж, на которых сейчас восстановлены даже все подписи, надписи, существовавшие тогда, при Мельникове. Римскими цифрами помечены были эти ворота от одного до шести. Выставка представляет собой шесть таких уменьшенных порталов с цифрами, внутри которых есть видеопроекция и есть несколько микровыставок, совсем крошечных, это копии фотографий строительных, как Бахметьевский гараж строился, копии рабочих чертежей из архива научно-технической документации, фотографии Родченко гаража просто по свежим следам, как только он открылся, с самим Мельниковым, фотографии мельниковской архитектуры того же Родченко - третий гений в этой истории - и фотографии Ричара Пэйра, того самого английского фотографа, выставку которого я лет семь назад делал в Московском доме фотографии и который сейчас уже в гораздо более полном объеме выставлялся, вот в прошлом году, в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Сейчас у него выставка проходит в Салониках, называется она "Потерянный авангард". Получилась такая история, можно сказать, в четырех частях, где есть строительство шедевров авангарда, есть их умирание, это относится к фотографиям Ричарда Пэйра, и есть гараж, существующий со всеми плюсами, которые были заложены Мельниковым, с минусами, за которыми не уследила наша отечественная реставрация, там многое сделано хорошо, но есть просто очевидные реставрационные ошибки, поэтому очень надеюсь, что методом проб и ошибок найдется и формула правильная для функционирования этого культурного центра.
Елена Фанайлова: Как раз о новых владельцах. В прессе уже появились некоторые иронические комментарии о том, что Дарья Жукова - это такая модная девушка, которая приобрела себе новую игрушку.
Юрий Аввакумов: У меня нет такого впечатления, что это игрушка, наоборот, я знаю, что у Дарьи, скажем так, Александровны очень много советчиков, даже, может быть, слишком много. То есть человек, который обращается к советчикам, характеризуется тем самым хорошо. Другое дело, какие будут выводы из самых разнообразных советов сделаны, вот тогда, собственно, и поглядим.
Елена Фанайлова: Говорил архитектор Юрий Авакумов.
Я поговорила и с комиссаром Московской международной бьеннале Иосифом Бакштейном.
Вы, как куратор бьеннале современного искусства, планируете задействовать это пространство, привлекать его для того, чтобы показывать свои проекты?
Иосиф Бакштейн: Уже задействовали. Мы уже открываем 16 сентября в "Гараже" выставку-ретроспективу Ильи и Эмилии Кабаковых.
Елена Фанайлова: Если говорить о каком-то архитектурном пространстве, этот конструктивистский проект Мельникова насколько соответствует тому, чтобы существовать в виде центра современного искусства?
Иосиф Бакштейн: Хотя это все строилось Мельниковым, великим архитектором русским, как гараж в 1926 году, это действительно идеальная в том числе и выставочная площадка. Как куратор, могу сказать, что это просто уникальная возможность для таких серьезных масштабных экспозиций.
Елена Фанайлова: Уже некоторые злые языки говорят, что Дарья Жукова нашла себе новую игрушку. Это так или все-таки это серьезная какая-то?..
Иосиф Бакштейн: Я надеюсь, что нет. Она, насколько я знаю (мы много общались, обсуждали массу всяких сюжетов), производит серьезное впечатление, потому что выросла она в Америке, ее родной язык - американский английский, мыслит она вполне по-западному. Намерения серьезные. У меня ощущение, что это все, как говорят по-русски, всерьез и надолго. Хочется думать, по крайней мере, так.
Елена Фанайлова: Но это все существует на деньги Романа Абрамовича, я правильно понимаю?
Иосиф Бакштейн: Это мне не известно. К тому же, как вы знаете, юридически "Гараж" принадлежит синагоге. Шесть лет назад правительство или, не знаю, президентская администрация, может, лично Владимир Владимирович на каких-то условиях передали этот гараж хасидской общине марьинорощинской, которая планирует через несколько лет создать на этой территории еврейский музей, концепция которого разрабатывается, и на какое-то время он передан Даше Жуковой на предмет использования его, как площадки для центра современной культуры "Гараж".