Ссылки для упрощенного доступа

30-й Московский международный кинофестиваль: гламур и дискурс


Танцы на красной дорожке. Никита Михалков и Уилл Смит
Танцы на красной дорожке. Никита Михалков и Уилл Смит

В Москве торжественно открылся 30-й Московский международный кинофестиваль. Гости фестиваля прошли по красной дорожке. Среди участников и гостей фестиваля: Эмир Кустурица, Уилл Смит, Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов. В тоже время работа пресс-службы фестиваля вызвала многочисленные нарекания.


О программе фестиваля говорилось и будет говориться еще много, поэтому с моей коллегой, обозревателем Радио Свобода Мариной Тимашевой, я хочу поговорить о других аспектах.


– Марина, расскажите немного о гламуре. Как там красная дорожка?


– Честно говоря, ничего красивого. Если сравнивать с европейскими или мировыми фестивалями то там, на дорожку выходят люди, которых действительно все знают в лицо. У нас на эту самую красную дорожку выпускают всю толпу, она понуро там себе бредет, и в результате люди вообще не понимают, когда и где появится более-менее знаменитое лицо. Надо сказать, что Владимир Вольфович Жириновский, конечно, всех переиграл на красной дорожке. Больше, чем он, автографов раздал только Уилл Смит (Will Smith, Willard Christopher Smith Jr.). Но вот Зюганов даже не стал конкурировать за автографы. Иными словами, ты просто не можешь в этой бредущей толпе вычленить людей, которые действительно тебе приятны.


– По крайней мере, одна звезда уже приехала. Вы назвали имя Уилла Смита, и фильм с его участием открывает программу Московского кинофестиваля. А что, собственно, было на церемонии открытия?


– Во-первых, перед церемонией открытия Уилл Смит давал мастер-класс, как надо общаться с людьми на звездной дорожке. Улыбался он совершенно невероятной улыбкой, одет он был с иголочки, при этом он взял и пустился в пляс. А Никита Михалков, сначала крайне удивленно на него смотревший, поняв, что вообще церемония отменяется, если тот не войдет в зал, ринулся к нему, что-то пошептал ему на ухо, и дальше они оба, танцуя, двинулись к залу. А на самой церемонии Уилл Смит тоже очень радовал людей, потому что очень страстно целовался с Никитой Михалковым. И еще что было крайне необычным, на сцену поднялся Эмир Кустурица. Вообще, его фильм про Марадону будет закрывать фестиваль, и вроде бы его не должно было сегодня быть, по правилам, но, тем не менее, он приехал, появился на сцене в самом своем обыкновенном наряде (в прошлом году его переодевали долго прямо перед церемонией в костюм) и заявил, что из него пытались сделать в прошлом году человека, ничего не вышло, но сейчас он покажет кое-что, чего еще не видели на церемонии, и – сыграл «Ноу смокинг».


– Наверняка сербская панк-музыка, Кустурица без этого не обходится. Итак, Марина, это все скорее забавно, чем торжественно. А теперь расскажите, как работают журналисты на ММКФ? Обычно довольно много нареканий на организацию конкурса. Как в этом году?


– Андрей, просто катастрофа. Чтобы за столько лет не научиться – это надо не хотеть, честно говоря. Потому что списки на аккредитацию собирают за месяц, потом ты приходишь за этой аккредитационной карточкой – выясняется, что нигде твоей фамилии нет. Когда ты пробуешь начать что-то доказывать, поднимается дюжий охранник с совершенно непроницаемым лицом и говорит: «Вон отсюда!» И таким образом, вышвыривает людей, которые знамениты в своих кругах, в конце концов, просто годятся ему в отцы и матери. Дальше начинается проход на эту самую звездную дорожку, очередь из журналистов. Начальник охраны отдает распоряжение почему-то никого не пускать, на солнцепеке люди стоят по 45-50 минут, ждут, когда их пропустят, со всеми необходимыми документами.


– Фестиваль в Москве – пока это фестиваль А-класса. Хотя то, что вы говорите о его организации, о том, как происходит церемония открытия, конечно, может вызвать некие сомнений в обоснованности именно этого статуса фестиваля. Но давайте не будем сравнивать его с Берлином или с Венецией, а попробуем сравнить его с «Кинотавром». Там лучше все организовано?


– Конечно! Во-первых, там людей должны принять, разместить в гостинице, кормить, кроме карточек, которые висят на шее у журналистов. И никогда нет никаких проблем. На звездной дорожке стоит человек профессиональный, который говорит: «На звездную дорожку поднимается…» – и называет всем известные имена. Таким образом, люди, даже если они не видят человека, они знают, кому они аплодируют. А все остальные гости, участники, не принимающие участие в самом этом торжестве, из съемочных групп фильмов, которые не знамениты на всю страну, они идут уже потом, совершенно отдельно. И все это, конечно, совершенно корректно, абсолютно разумно организовано, повторяю, притом, с моей точки зрения, все это устроить намного тяжелее.


– Марина, вы не первый год работаете на Московском международном кинофестивале, окупаются ли все эти журналистские профессиональные муки? Нам, в конце концов, с вами деньги платят за то, чтобы мы страдали и по этому поводу тоже. Итак, творческое содержание ММКФ…


– Очень много программ внеконкурсных, в которых показывают замечательные фильмы, и документальные, и старые, и картины действительно великих мастеров, и ретроспективы, и что-то, взятое из последних Венецианских, Каннских, «Оскаровских» и так далее. В этом году программа – роскошная. В этом году 30-летие Московского фестиваля, и на торжественной церемонии Никита Михалков хлопает такой хлопушкой, на которой написано «30» - арабскими цифрами, а не римскими. Он сказал, что не хотел писать «30» римскими, потому что получается «ХХХ» - и тогда это значит, что фильм смотреть молодым людям запрещено. Но мне бы очень мечталось, чтобы ни на одном из фильмов этого фестиваля, по крайней мере в конкурсной программе, не стояло ХХХ в том смысле, что их не стоит смотреть никому.


XS
SM
MD
LG