Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева.
Кирилл Кобрин : Сегодня Всемирный день беженцев. По данным ежегодного отчета правозащитной организации Norwegian Refugee Council , составленного по заказу ООН, в прошлом году вынужденными переселенцами стали 26 миллионов человек. В Россию, согласно последней переписи населения, прибыло более 11 миллионов человек из бывших советских республик, и лишь 1 миллион 300 тысяч получили статус беженца или переселенца. По словам председателя Исполкома "Форума переселенческих организаций" Лидии Графовой, люди, вынужденно покинувшие свою страну, фактически лишены возможности получить российское гражданство и прописку. С каждым годом жить в России им становится все сложнее. Рассказывает наш корреспондент Ольга Вахоничева.
Ольга Вахоничева : 80 процентов всех беженцев в мире - это женщины и дети. Валентина Всеволодовна, после вынужденного переезда из Азербайджана в Москву, живет здесь уже 18 лет. За эти годы она и ее семья - старенькая мама и дочь - успели: получить и лишиться статута беженцев, временной прописки, попасть в список «отдельной категории граждан Российской Федерации вынужденно покинувших Азербайджан». А вот получить в столице собственное жилье Валентина так и не смогла, и почти 20 лет они живут с дочерью в комнате некогда ведомственного общежития.
Валентина Всеволодовна : Мы приняли гражданство. Правда, это произошло через суд. Мы судились, нам подтвердили факт проживания в России с 1990 года. Мы приняли гражданство, подали на переселенцев. Нам в статусе переселенца отказали. Теперь, куда мы не обращаемся, нам говорят - вы граждане России, обстраивайтесь сами. А у нас такие проблемы - регистрации нет уже второй год, живем мы в общежитии. Общежитие принадлежит Госпромстрою, фирма "Уют". Они нас держать не хотят. Они нас периодически беспокоят - и угрозы были, и уговоры были. Сейчас они нам предлагают заключить договор коммерческого найма. С меня лично требуют, чтобы я ежемесячно платила за свою комнату 13 тысяч с чем-то рублей. Я получаю пенсию - 5600. Как я могу 13 тысяч из этой суммы платить? Куда только мы не обращались. Я лично и Путину писала, и к Ельцину, когда он еще был жив, обращалась, и в МВД писала, и депутатам писала. Отовсюду сейчас приходят ответы, что вы гражданка, сами приобретайте жилье, причем, почему-то категорически Москва нам противопоказана.
Ольга Вахоничева : Такая участь постигла многие семьи. А с прошлого года у беженцев и переселенцев появилась новая проблема. Миграционные службы без согласия новых владельцев гостиниц и общежитий народ не регистрируют по месту проживания. Ранее эту проблему решало распоряжение мэра Москвы Юрия Лужкова. По сути, оно давало этим категориям граждан право на пенсии, медицинское обслуживание, работу и учебу. В прошлом году власти столицы такой документ не приняли, чем еще более осложнили жизнь беженцам. Рассказывает Валентина.
Валентинина Всеволодовна : Даже когда у нас была временная регистрация, с очень большим трудом устраивалась моя дочь. Причем, на таких тяжелых работах она работала. Сейчас она полная развалина. Молодая женщина - она полная развалина на нервной почве. А куда-то устроиться - это вообще кошмар! Везде она скрывала, что она беженка, что у нее временная регистрация. Больше года она не работала. Никак не могла устроиться. Она закончила институт. По специальности устроиться не может. Работодатели так ей прямо повертели паспортом. Паспорт российский, но он чистый. Там никакой ни временной, ни постоянной регистрации. Так с ней даже разговаривать не стали - мол, что это за паспорт, прописки нет. Так у нее и не получилось.
Я была согласна уехать, многие были согласны уехать, но сейчас мне 71 год. Я тоже развалина. Куда еще менять климат? Я просто трясусь. У меня лежит целая стопка писем. Еще когда мама была жива (у меня мама умерла в 2003 году), писали во все города - и в Ростов, и в Рязань, во Владимир, даже мама написала в Армавир. Отовсюду приходили ответы, что нет жилья, нет работы.
Ольга Вахоничева : Получение гражданства, прописки и трудоустройство - вот три основные проблемы беженцев и переселенцев в России. Как считает председатель Ассоциации адвокатов России за права человека Евгений Архипов, часто люди не могут добиться желаемого из-за юридической неграмотности.
Евгений Архипов : Очень часто люди просто не знают самой процедуры получения гражданства. С людей очень часто просят большие деньги, хотя сами беженцы, переселенцы в материальном плане ограничены. Очень часто людей вынуждают именно на дополнительную трату именно на получение гражданства. Возникают некие такие фирмы, которые готовы помочь в регистрации, получении гражданства. Далее по убывающей - это жилье, жилищные проблемы. Даже элементарный пример. У нас есть обращение жителей русскоязычных из Баку, которые приехали в 1992 году. Они до сих пор проживают в гостинице. Их жилищный вопрос не решен. Мы сейчас опять же будем акцентировать внимание на том, что необходимо все-таки жилищный вопрос решать, необходимы соответствующие помещения для беженцев и переселенцев. Эта ситуация разрешима, но опять же без поддержки гражданского общества, мы считаем, что замалчивают.
Ольга Вахоничева : Несмотря на все вышеперечисленные сложности, Евгений Архипов убежден, что последние поправки в миграционное законодательство дают больше возможности укрепить позиции беженцев в России.
Евгений Архипов : Ситуация немножко облегчилась. Мы считаем, что это некий такой позитивный показатель. Почему? Потому что, во-первых, процедура трудоустройства упрощена, процедура регистрации упрощена. Та бюрократия и те проблемы, которые у бюрократии, та же коррумпированнсоть, иногда помогают тем же переселенцам решить проблему.
Ольга Вахоничева : Каким образом?
Евгений Архипов : Каким образом? Мы все знаем, что ту же регистрацию ее легко получить, если используется механизм коррупции. Но опять же мы подчеркиваем, что с этим необходимо бороться, не использовать те методы, которые предлагает нам сейчас государство, а именно использовать методы, которые направлены на упрощение самой процедуры получения той же регистрации, того же вида на жительство. Чтобы не было возможности у чиновников злоупотреблять своим служебным положением.
Ольга Вахоничева : Новые законы о гражданстве и положении иностранных граждан скорей репрессивные, чем гуманные, считает председатель Исполкома "Форума переселенческих организаций" Лидия Графова. И говорить о неком послаблении для беженцев не приходится.
Лидия Графова : После того, как миграцию в 2001 году передали милиции, этот список людей, имеющих статус, стал очень быстро сокращаться. Просто выбрасывали людей из списков, придравшись к каким-то формальным причинам, что они не могли вовремя перерегистрировать. 5 лет статус действует. Если государство за это время не дало ничего человеку толком, крышу над головой в первую очередь, то нужно продлевать. Так вот, если человек не пришел там в какой-то определенный день, его просто выбрасывали из списков. Конечно, долги государства старые - это большой грех России, которая сегодня стала богатой и могла бы раздать долги тем, кто прибежал в Россию, как на остров спасения.
В последние годы, после 2002 года, когда было введено очень жесткое законодательство (новый Закон "О гражданстве", "О правовом положении иностранных граждан"), более 1,5 миллионов уже переехавшим на ПМЖ стали поневоле нелегалами. И вот последние годы уже не про крышу над головой, не про статус, а всего-навсего про легализацию. Какое совершенствование законодательства?! Боже мой! Конечно, ничего хорошего ждать не приходится.
Ольга Вахоничева : Таково мнение председателя Исполкома "Форума переселенческих организаций" Лидии Графовой.