Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марина Тимашева.
Андрей Шароградский: В разгаре Московский международный кинофестиваль, который, как известно, в этом году юбилейный, 30-й, хотя историю свою фестиваль ведет с 1959 году. К юбилею подготовлена специальная программа, собравшая режиссеров-лауреатов разных лет.
Марина Тимашева: Честно признаться, путаница с днем рождения фестиваля, огромная. С трудом удается понять, отчего это ему в 2008 году исполнилось 30 лет тому. Давайте разберемся. Впервые Московский международный кинофестиваль был проведен вообще в 1939 году, потом - причины отчасти ясны - его не было до 1959-го. Позже он проходил раз в два года, чтобы - уже на рубеже ХХ и XXI веков - превратиться в ежегодный. Вот так и выходит цифра 30 - по реальному количеству проведенных смотров. Но в следующем году юбилей можно праздновать вновь - 50 лет кинофестивалю.
Нынешнюю дату отмечают программой "Счастливая дюжина". В нее попали некоторые фильмы - победители прошлых лет, как "Отец" Иштвана Сабо, а также новые картины, снятые режиссерами-лауреатами, например, "Учитель и трое учеников" 96-летнего Кането Синдо. В 1961 году его лента "Голый остров" завоевала Гран-при фестиваля и - с тех пор ничего не изменилось - остается классикой мирового кино. Великий японский режиссер приехал в Москву сам. Сперва его возили в инвалидной коляске, потом он из нее встал, и, опираясь на палочку, поднялся по ступенькам на сцену. Кането Синдо всегда отвечает на вопросы очень лаконично, всегда сидит с непроницаемым лицом и закрытыми глазами, а открывает их тогда, когда микрофон переходит к другому оратору. Видимо, думая, что на него уже не смотрят, Кането Синдо очень внимательно и пытливо рассматривает людей, которые пришли в зал.
Кането Синдо: Я - Кането Синдо, японский режиссер. Я приехал в Москву в 1961 году на второй Московский кинофестиваль с фильмом "Голый остров". Это был мой экспериментальный фильм, и то, что он получил приз, позволило мне создать независимую студию и продолжить снимать кино. В 1961-м мне было 49 лет, а теперь - 96. То, что мою новую работу "Учитель и трое учеников" пригласили в одну из программ фестиваля в этом году - для меня большая честь. И хотя я стар, я буду снимать еще. Планов у меня, как у 25-летнего. Хочу снимать кино бесконечно, хочу делать фильмы молодые и, благодаря им, молодеть. Главная задача - познание такого удивительного существа, как человек, все мои картины - попытка передать характеры людей и их переживания.
Марина Тимашева: На вопрос о роли Акиро Куросавы, Кането Синдо ответил, что они - люди одной эпохи, хотя и разного возраста, и что именно Куросава позволил японским фильмам распространиться по всему миру, а потому должен быть признан ключевой фигурой японского кинематографа. В свою очередь, отвечая на вопрос о роли ММКФ в его жизни, Иштван Сабо (автор фильма "Мефисто" и лауреат фестиваля 1967 года), заговорил про Кането Синдо и - тоже - про Акиро Куросаву.
Иштван Сабо: Вот сейчас Московский фестиваль подарил мне возможность сидеть рядом с Кането Синдо. Я видел "Голый остров" еще школьником. И тем, что знаю про кино, обязан именно этому фильму. "Голый остров" оказал огромное влияние на весь европейский кинематограф, включая Ингмара Бергмана. Посмотрите с этой точки зрения на его картину "Персона". А когда я сам приехал на Московский кинофестиваль, мне было 27 лет. Тогда в Венгрии шла дискуссия о том, стоит ли вообще показывать зрителям эту ленту. Приглашение и премия фестиваля были весьма важны. Они открыли мне дорогу в кино. И этот фильм я считаю своим любимым. Во всех остальных своих картинах я бы многое теперь изменил, а к этому прикасаться не стал бы ни за что.
И, раз уж мы заговорили об Акиро Куросаве, поделюсь смешной историей. Я был в Америке на церемонии премии "Оскар". Там мне предложили познакомиться с Куросавой - отцом всех великих режиссеров. Куросава сидел в противоположном углу зала и все время, что я пробирался через толпу людей, я думал, ведь я же очень высокий человек, а нехорошо выглядеть выше великого японца. И по мере продвижения по залу, я все больше и больше сгибался, становился как будто ниже ростом. А когда дошел до нужного места, увидел настоящего гиганта. Это и был Акиро Куросава.
Марина Тимашева: На встрече присутствовал еще Себастьян Аларкорн, член жюри конкурса этого года и автор фильма "Ночь над Чили", награжденного фестивалем в 1977 году.
Рядом с Кането Синдо, Иштваном Сабо и Себастьяном Аларкорном сидели российские режиссеры - лауреаты. Сергей Овчаров (раньше получил награду за картину "Барабаниада", а в этом году в конкурсе его экранизация пьесы Чехова "Вишневый сад") и Алексей Учитель (Гран-при фестиваля получала его лента "Космос как предчувствие"). Но Учитель начал с другого, с того, что прежде в конкурсе участвовала его картина "Прогулка".
Алексей Учитель: Думал, что я всех должен победить. Этого не произошло. Я считал, что Московский фестиваль самый плохой. А когда в 2005 году я ни на что не рассчитывал и получил главный приз, я теперь совсем искренне вам говорю, что это лучший фестиваль.
Наш Московский фестиваль, пройдет небольшое количество лет, и он станет лучшим в мире и победит и Каннский, и Берлинский, и Венецианский.