Гром разразился в консерватории еще в феврале, когда проверка Федерального агентства по культуре и кинематографии — ныне упраздненной Роскультуры — выявила массу недочетов в работе руководства ВУЗа. Среди прочего были найдены финансовые нарушения на общую сумму 15 миллионов рублей. Тогда ректор Александр Чайковский на ученом совете попытался опровергнуть выводы комиссии, но не получил поддержки коллектива. Напротив, председатель совета деканов Николай Мартынов потребовал созвать внеочередную конференцию коллектива, и поставить вопрос об отставке ректора и его команды.
Проверки, между тем, множились. Свою ревизию консерватории начала Федеральная антимонопольная служба, затем пришли сотрудники УБЭП. В числе финансовых нарушений противники ректора Чайковского указывали некоторые странности при начислении стипендиальных премий студентам, а также при заключении арендных договоров для проведения концертов и других мероприятий. А у консерватории, по мнению ученого совета, достаточно своих помещений.
Страсти накалялись [см. «Ректор против ученого совета. Скандал в Петербургской консерватории»]. Со стороны ректора последовала череда молниеносных увольнений профессоров. В апреле разбираться в конфликте приехал глава Роскультуры Михаил Швыдкой, назвавший неправильными действия руководства консерватории, а главной ошибкой объявивший большой разрыв между зарплатами руководства и рядовых сотрудников и невнятную процедуру выдачи грантов. Между прочим, досталось от него и коллективу, который он не похвалил за массу писем "в духе 30-х годов", заметив, что это не улучшает моральный климат учебного заведения.
Не устраивает моральный климат консерватории и преподавателя, знаменитого композитора Сергея Слонимского, который замечает, что таланты здесь не очень ценятся: «Не то, что проворовались какие-нибудь пианисты, певцы, скрипачи или молодые композиторы или их педагоги. Вовсе нет. Наоборот, эти люди, в сущности говоря, терпят определенное пренебрежение, недостаточно выдвигаются, музыканты, работающие в консерватории, недостаточно в зависимости от таланта и мастерства ценятся».
В конце концов, ректор Александр Чайковский был снят со своей должности. На этой неделе стало известно, что исполняющим обязанности ректора Петербургской консерватории назначен известный скрипач Сергей Стадлер. Сам он говорить о своем назначении отказался: «У меня нет комментариев. Комментариев нет».
Сергей Стадлер был назначен после, как с этой должности сняли предыдущего исполняющего обязанности ректора — Дмитрия Часовитина: «Учредитель, то есть наше Министерство культуры, которое является правопреемником Федерального агентства по культуре и кинематографии, имеет право, когда имеется вакансия на должность ректора, назначить исполняющим обязанности ту или иную персону в зависимости от рейтинга, от опыта и так далее. Это их право меня освободить и назначить другого исполняющего обязанности», — говорит Дмитрий Часовитин.
Кандидатуру Сергея Стадлера Дмитрий Часовитин ценит очень высоко: «Фигура достойная в том плане, что это очень творческий человек. Он замечательный скрипач. Он народный артист России. И с художественной точки зрения эта кандидатура очень сильная, авторитетная, которая может достойно возглавлять любой коллектив. Сергей Валентинович еще не был на такой административной работе. Как он будет себя проявлять, какие у него появятся трудности и проблемы… Конечно, для него это будет очень новое поле деятельности. Это будет достаточно сложно. Ему придется входить в эту деятельность. Понравится ему или не понравится, как у него это будет получаться, сейчас трудно сказать».
А вообще кадровая чехарда консерватории не на пользу, замечает Дмитрий Часовитин: «Чем чаще смена руководства в любом учебном заведении, в любой системе, тем хуже для этой системы. Потому что когда руководитель имеет время не 3 года, а 5 лет и больше, он за эти годы успевает выстроить какую-то стратегию развития, успевает провести какие-то преобразования и реформы. Если руководитель сидит три года, или два года, или меньше, даже если он что-то собирается сделать, у него не хватает лимита времена на это. Получается, что он что-то начал делать и не доделал, происходит смена руководителя, и ВУЗ останавливается в своем развитии. Вот, что самое печальное».
А вот ученый совет ВУЗа, заседание которого прошло вечером 24 июня, еще раньше просил не делать до осени новых назначений, и теперь выразился гораздо жестче и определеннее. Его резолюцию зачитывает президент консерватории Станислав Гаудасинский: «Ученый совет Санкт-петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова выражает огромное сожаление, что его мнение по вопросу о назначении нового исполняющего обязанности ректора осталось не услышанным. Ученый совет считает назначение нового исполняющего обязанности ректора несвоевременным. Смена руководства в период окончания экзаменационной сессии и начала приемных экзаменов способна нанести вред учебному процессу, внести неразбериху в административно-хозяйственную деятельность консерватории. Ученый совет очень хорошо знает личные и деловые качества Стадлера по предыдущей его работе в консерватории на посту главного дирижера театра, с которого он был уволен. В связи с этим ученый совет выражает ему недоверие. Исполняющий в настоящий момент обязанности ректора Часовитин пользуется доверием ученого совета и коллектива и способен выполнять свои обязанности до момента выбора нового ректора».
Вот так ученый совет встал стеной против Сергея Стадлера. 25 июня Стадлер должен быть представлен коллективу консерватории. Если коллектив поддержит жесткое решение ученого совета, опять будет принята соответствующая резолюция, но прислушается ли к ней московское начальство — этого не знает никто. Зато понятно, что до мира и спокойствия музыкантам пока далеко.