Ирина Лагунина: В Турции готовятся почтить память великого турецкого адмирала Хайреддина Барбароссы, который умер 4 июля 1546 в Стамбуле. По этому поводу будут организованы пышные празднества в стамбульском районе Бешикташ, который некогда основал сам Барбаросса, заложив пять камней («беш» – «пять», «таш»-«камень») для своих кораблей, которые не могли причалить к берегу. Между тем не утихают споры о личности этого человека. Кто это - великий «комутан», адмирал турецкого флота или простой разбойник, пират и грабитель. В турецких средствах информации, кстати, можно встретить совсем интересные версии о том, как повлиял образ этого удивительного человека на историю. Ряд турецких историков, например, уверяют, что план нападения Германии на Советский союз, получивший название «Барбаросса» был составлен под влиянием подвигов неустрашимого пирата, отвергая общепринятую версию о том, что название было дано в честь императора Фридрих по прозвищу Барбаросса. И дают такое объяснение: турецкий Барбаросса был намного удачливее на полях сражений, чем немецкий. Рассказывает наш корреспондент в Турции Елена Солнцева.
Елена Солнцева: Вдоль Босфора тянется длинный караван судов. Из Китая в Европу везут дорогие ткани, шелка, пряности, перламутровые украшения. Как только судно заходит в пролив, громко стреляют пушки. Эта традиция сохранилась до наших дней в честь «великого императора морей», знаменитого на всю Османскую империю средиземноморского пирата Барбароссы Рыжебородого, которого считают создателем Османского флота. Даже спустя столетия после его смерти именем Барбароссы называют турецкие военные и пассажирские суда, отели, школы, улицы. Преподаватель стамбульского университета Айхан Катыджи.
Айхан Катыджи: До сих пор точно не ясно, кто скрывался под этим именем. Христиане называли так целую семью турецких морских разбойников и турецких адмиралов XVI века — Аруджа , Хайреддина и Хасана, его сына. По всей видимости, прозвище дали итальянцы. «Ла барба» - борода, а «россо» означает красная.
Елена Солнцева: Известно, однако, что он родился в 1466 году на острове Лесбос в семье бывшего офицера Османской империи и гречанки по имени Катерина. Семья, рано лишившись отца, жила в бедности. Младшие братья Арудж и Исхак поначалу выбрали мирные профессии. Исхак стал плотником, Арудж нанялся матросом на корабль. По примеру братьев Хайреддин или Хизр, как называли его в семье, стал лепить горшки как отец, который завещал ему небольшую гончарную мастерскую. Промысел мог обеспечить надежный кусок хлеба и сытую жизнь. Говорят, он даже посватался к соседней девочке, молоденькой гречанке, однако после этого внезапно исчез. Преподаватель истории одной из стамбульских школ Джема Карада говорит, что Хайреддин не исчез, а просто пошел по стопам брата, средиземноморского пирата Аруджа.
Джема Карада: Арудж нанялся матросом. После того, как судно попало в плен, он около двух лет находился в рабстве, был прикован к скамье гребцов. Именно тогда он получил свое прозвище Барбаросса, что означает Рыжая Борода. Арудж сбежал и снова устроился на корабль, где поднял бунт. А завладев судном, отправился в море под пиратским флагом. Коварный, решительный, жестокий, абсолютно неуловимый, он стал грозой средиземноморских морей. Совершал набеги на испанское побережье, захватил Тунис и Алжир у испанцев. Арудж собственноручно задушил эмира Селима, сам стал владыкой Алжира, под именем - Барбаросса I. После смерти его место занял Хайреддин.
Елена Солнцева: Великая Порта – Османская империя - с ее амбициями выходила на Средиземное море и нуждалась в могущественном флоте. Бороздившие Средиземное море мусульманские пираты казались неплохими союзниками в борьбе с христианами. Султаны прикармливали пиратов, обещали им золотые горы. На верфях в Измире строили корабли, куда набирали авантюристов и бродяг по всему Средиземному морю. Это были итальянцы, греки, датчане, норвежцы. Не будучи последователями какой-то определенной веры, они охотно принимали Ислам. В разговоре называли себя мусульманами, однако пили вино и во время удачных походов набирали огромное количество невольниц, делали их своими женами. Первый анатолийский турецкий военно-морской флот состоял из тридцати парусных судов, которые постепенно завоевывали все большие территории в Эгейском море. В 1533 году Хайреддин получил приглашение от турецкого султана. В Золотой Рог он прибыл с собственным флотом. Его корабли нагружены подарками для султана, включая рабов, за которые на Константинопольском рынке можно получить баснословные деньги. В ответ султан одарил морского разбойника почестями и наградами. Пирата назначили командующим всем турецким флотом в Северной Африке и одновременно бейлербеем Африки. С этого дня все беи африканских государств должны были неукоснительно подчиняться одному человеку — Хайреддину. Историк Джема Карада.
Джема Карада: Получив от султана почетное звание Хайр-эд-Дин “Хранитель веры”, он стал чрезвычайно религиозным человеком, начал соблюдать все мусульманские обряды и требовал того же от своих вассалов. Он был уверен, такая преданность Аллаху помогает ему в сражениях. То и дело на торговых судах вспыхивают бунты. Шанс разбогатеть прельщает уставших от мизерной зарплаты и нищеты моряков. Мятежники поднимали пиратский флаг и присоединялись к флотилии Барбароссы.
Елена Солнцева: Для защиты восточной части Средиземноморья требовался новый большой флот. Чтобы доказать, насколько важно для него командование большим флотом, Барбаросса поклялся выходить в море полным составом эскадры из восьмидесяти четырех кораблей. Место пиратского занял зеленый флаг Османов. Преподаватель истории стамбульского университета Айхан Катыджи
Айхан Катыджи: На флаге Барбароссы была изображена Звезда Давида, еврейский символ, который использует сегодня Израиль. Однако – не надо путать эти символы. В средневековые времена, эта звезда была Исламским символом, известным как Печать Соломона и была чрезвычайно популярна среди турецких султанов- наместников в Анатолии. Символ также использовался в художественных оформлениях мечетей, на монетах и личных флагах пашей.
Елена Солнцева: Адмирал получил разрешение на строительство новых кораблей в бухте Золотого рога и начал переоснащение флота. Он не только вводил в строй новые суда, но и учил турецких пастухов обращаться с морскими канатами и парусами. Новоиспеченный «комутан» установил жесткие правила поведения на кораблях. Отныне на борту было запрещено употреблять излишки спиртного и играть в карты и кости на деньги. Смутьяны жестко наказывались. Особое внимание уделялось оружию. Хайреддин требовал содержать его в чистоте и порядке, в противном случае грозил лишить награбленного богатства ослушавшихся моряков. Любопытен портрет Хайреддина, который сохранится в османских архивах: лохматые брови, густая борода и толстый нос. Толстая нижняя губа пренебрежительно выступает вперед. Он был среднего роста, однако обладал богатырской силой. На вытянутой руке держал двухгодовалую овцу до тех пор, пока та не погибала, - так гласит легенда. Слава о бесстрашном пирате распространилась по всему Средиземному морю. Ильбер Ортайлы, директор музея Дворца Топкапы.
Ильбер Ортайлы: В средние века Средиземное море превратилось в поле битвы между Османской Портой и противостоящими ее экспансии европейскими государствами. Христиане один за другим теряли свои укрепления и форпосты. Турция овладела Кипром и Родосом. Командующий христианским флотом генуэзский адмирал Андреа Дориа пытался вызвать Барбароссу на открытый бой. Но всякий раз хитрый комутан уклонялся от сражений. Однажды, в районе Туниса, Барбаросса сбежал с поля боя через пустыню и спрятал свои лучшие галеры. А через 10 месяцев он совершил жестокий налет, разрушил христианский флот и увел в рабство около шести тысяч невольников.
Елена Солнцева: Барбаросса обещает разделаться с врагами Османской империи, уничтожить христианский флот и захватить европейские порты. Хайреддин отличается холодной небывалой жестокостью по отношению к «неверным». Устраивает показательные казни пленных христианских солдат. Выставляет на всеобщее обозрение отрубленные головы. Стремясь еще больше запугать противника, рубит на куски и бросает в море тела сопротивляющихся солдат и офицеров.
В одном из итальянских городов он увлекся молодой итальянской княгиней. Барбаросса никогда ее не видел, но слышал о ней от захваченных пленников. Слухи о красоте италийской аристократки настолько распалили воображение стареющего Барбароссы, что он поклялся завладеть красавицей любой ценой и прибыл в итальянский город Фонди с флотилией из шестидесяти пиратских галер. Чтобы предотвратить возможность бегства княгини, Барбаросса совершил атаку в полночь. Джулия Гонзага, так звали княгиню, успела покинуть город. Не найдя ее, пират пришел в неописуемую ярость и устроил погром... Постепенно он приобрел славу «короля моря» и начал диктовать свои условия любому европейскому государю. Отвергал предложенные выкупы, отказывался от переговоров, которые пытались организовать запуганные им правители европейских феодальных княжеств. Дошло до того, что Папа Римский Павел III, потеряв надежду на феодальную знать, призвал христиан к борьбе с мусульманским нашествием. Продолжает Ильбер Ортайлы.
Ильбер Ортайлы: Часто имя Хайреддина Барбароссы упоминают в ряду пиратов. Европейские историки отмечают его жестокость и тот ужас, который он наводил на весь христианский мир . Однако у мусульман он почитается героем. Думаю, он не был обычным разбойником. Талант военачальника и организатора выдающийся моряк продемонстрировал и как корсар, и как адмирал флота султана. Благодаря ему турецкое государство из маленького княжества превратилось в средиземноморскую державу. Турецкий флот получил власть в Средиземном, Черном, Красном морях, в Персидском заливе и Индийском океане. Изображения и фрески с изображением турецкого флота можно увидеть на стенах многих европейских дворцов: во флорентийском дворце Питти или дворце Дожей в Венеции.
Елена Солнцева: Барбаросса был суеверен: носил на шее оберег в форме глаза - подарок султана - и никогда не брал на палубу женщин. Пират отличался невероятной везучестью во время сражений. Казалось, что в боях ему помогали даже силы природы. В романе «Наше Средиземноморье» по мотивам мемуаров Паши описано, как однажды вмешалась сильная буря и внезапно решила исход битвы между испанским и османским флотом, которым командовал Барбаросса. «Когда испанцы заняли позиции на подступах к Алжиру и уже начали высадку десанта, поднялся сильный ветер, ночью начался ураган, который разметал солдатские палатки, сорвал с якоря корабли и бросил их на прибрежные скалы. Буря продолжалась, весь берег был усыпан корабельными обломками». Это была катастрофа для испанского флота. К тому же, из-за ливня вышли из берегов все реки и речки, их невозможно было перейти вброд, необходимо было налаживать переправы, для которых не было никаких средств. Так закончилась крупнейшая попытка европейских государств расправиться с пиратами Хайреддина. Айхан Катыджи историк, автор монографий об истории Османской империи.
Айхан Катыджи: Богатства пирата росли. Он не гнушался брать даже золотые медальоны с тел убитых солдат. О сокровищах Бабароссы ходили легенды. Говорят, что одна из его галер была набита золотом и всегда сопровождала пирата в бою. За свое право разбойничать пираты отдавали Османской империи десятую часть наживы, а в случае необходимости должны были как наемники во время сражений.
Елена Солнцева: Барбаросса удалился на покой в восьмидесятилетнем возрасте и поселился на берегу Босфора. Награбленные богатства позволили ему стать независимым даже от султана.Капудан-паша построил над морем роскошный дворец, а поблизости мечеть и мавзолей необычайной красоты и посвятил остаток жизни написанию мемуаров. Пять рукописных книг о приключениях великого пирата выставлены в музее Дворца Топкапы и в стамбульской университетской библиотеке. И до сих пор корабли турецкого флота салютуют, проходя мимо мавзолея знаменитого турецкого флотоводца.