Антрополог Музея естественной истории в Нью-Йорке Роберт Карнейро [Robert Carneiro] поможет нам разобраться в сложной — прежде всего, с этической стороны — проблеме: наши отношения с неконтактными культурами.
— Как антрополог Музея естественной истории [American Museum of Natural History] вы можете дать оценку усилиям бразильского правительства.
— Организация «Фунаи» [Funai] , отдел неконтактных племен в Бразильском национальном управлении по делам индейцев, проводит съемки с воздуха западных территорий Бразилии, высматривая, не сохранились ли там поселения изолированных индейских племен. Цель, прежде всего, в том, чтобы не только обнаружить их, но и уберечь от контакта с внешним миром.
— Вы обозначили главную проблему: мы хотим войти в контакт с этими разбросанными, чтобы не сказать заброшенными, племенами и помочь им, но этот контакт нежелателен, так ведь?
— Познакомлю вас с предысторией. Этнограф по имени Сидней Поссуэлу — одна их главных фигур в бразильской индейской службе. Под его руководством, в течение только двух лет, территории, закрепленные за коренными индейскими племенами Бразилии, были удвоены в размере. Он позднее возглавил отделение Фунаи, занимавшееся установлением контактов с коренными индейскими племенами. Так вот, Поссуэлу пришел к выводу, что самое ужасное, что можно сделать, это установить физический контакт с ними. В основном — из-за болезней, которые занесут посетители из внешнего мира. Он выработал рекомендации, определявшие, что нужно обнаруживать эти племена, определять границы территорий их проживания, и оставлять их в покое. Рекомендации стали официальной политикой отдела по вопросам индейцев Бразилии.
— Известно, какое число племен на Земле еще не вступило в контакт с окружающим миром?
— Сказать точно нельзя, но можно предположить, что несколько десятков. А трудно это сделать вот почему. Возьмем, к примеру, обнаруженную группу, которая только что привлекла внимание внешнего мира. Я видел фотографии и скажу, что люди на них похожи на представителей племени амахуака, которое я изучал в 60-е годы. И хотя с этим племенем контакта ранее не было, и мы не знаем, кто они такие, они могут быть частью подгруппы амахуака. Как их классифицировать? Я считаю, что их головные уборы похожи на те, которые носили амахуака, с которыми я встречался в 60-е годы. Так что это племя может быть отколовшейся частью уже известного племени амахуака.
— Расскажите о своем контакте с племенем амахуака, которые, как вы полагаете, родственны обнаруженному недавно племени.
— Я исследовал две группы. Одна, более цивилизованная, жила на острове на реке Укаяли в восточном Перу. Под руководством патрона, своего рода начальника, они валили деревья, и патрон снабжал их орудиями производства, топорами, ножами, мачете, ружьями и тому подобным. Плата за них вычиталась из выработки. Интересно, что деньги никогда не фигурировали в сделках. Когда выплата за рабочий инвентарь почти подходила к концу, патрон предлагал индейцам-лесорубам приобрести еще один топор или ружье, и они опять должны были выплачивать стоимость нового приобретения, продолжая валить деревья и оставаясь все время в долгу. Затем я изучал не совсем цивилизованное племя в юго-восточном Перу. Так вот его территории были всего в 30-40 милях от тех, о которых идет речь сегодня в новостях.
— Неконтактные племена есть не только в Бразилии, но и в других частях света, не так ли?
— Наверное, больше всего неконтактных племен в Новой Гвинее. В особенности в западной ее части, находящейся под контролем Индонезии. Но, опять-таки, их должно быть не больше нескольких десятков.
— Можете привести пример, насколько опасно для неконтактных племен вступать в контакт с внешним миром?
— Конечно. Только этим утром я читал отчет о том, что произошло с индейским племенем мачигенга. Группа британских телевизионщиков, перейдя границы дозволенных контактов с изолированными племенами, недавно заразила гриппом членов племени мачигенга. Восемь индейцев скончались.
— Как антрополог, вы считаете, что оставить их в покое — лучшая стратегия?
— Что касается их выживания, да, это лучший вариант. Конечно мы, антропологи, хотели бы их изучать, особенно изолированные племена, но для их же блага лучше оставить их в покое. Со временем, тем не менее, не останется ни одной неизученной изолированной группы.
— А можем мы им как-то помочь?
— Конечно, если есть признаки того, что они нуждаются в помощи, если есть признаки физических недугов, мы просто обязаны послать группу спасателей-медиков. И это имело место во многих частях Бразилии.
— Чему может научить нас неконтактные группы, вроде только что открытого бразильского племени?
— Прежде всего, тому, как оно смогло выжить в джунглях в течение тысяч лет. Как они адаптировались к сложным условиям.