Ссылки для упрощенного доступа

Из-за инфляции реальный рост доходов населения России в этом году составил примерно 7-9 процентов


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева.



Кирилл Кобрин: Согласно статистических данным, в России средняя зарплата составляет чуть более 17 тысяч рублей. Это почти на 32 процента больше, чем в прошлом году. Однако из-за инфляции реальный рост доходов населения значительно меньше. По оценке специалистов, в этом году он составил примерно 7-9 процентов.



Ольга Вахоничева: Самая высокая заработная плата - в Ямало-Ненецком Автономном округе - в среднем около 40 тысяч рублей в месяц. Самую низкую зарплату получают жители Алтайского края и городов Поволжья - от 8 до 10 тысяч. Таковы последние данные Росстата. В финансово необеспеченных регионах, где главные надежды власти возлагают на помощь центра, бюджетники живут в ожидании очередного повышения минимального размера оплаты труда. Действительно, небольшие прибавки к жалованью в госучреждениях в последнее время происходят регулярно. Однако несмотря на это рост доходов бюджетников значительно отстает от инфляции. Старшая медицинская сестра ожогового отделения Первого медобъединения Костромы Ольга Яблокова говорит, что рост заработной платы никак не сказывается на ее семейном бюджете.



Ольга Яблокова: Зарплата повысилась у нас на 12 процентов весной. Обещают в октябре еще повысить на 12. Но так как повышаются и все коммунальные услуги, и все, мы на себе не ощутили никакого повышения абсолютно. И налоги очень сильно съедают. Я старшая медсестра, и ставка у меня уже с повышенной категорией сестриной идет 2800. У обычной медсестры со второй и первой категорией идет 2400. Естественно, на одну ставку никто не работает, берут и по две, и по три ставки, то есть сутками не вылезая из больницы. У меня в отделении медсестра со всеми надбавками, с выслугой лет больше пяти и с вредностью (у нас повышенная вредность) 25 процентов получает в среднем 5-6 тысяч. Соответственно, проблемы, конечно, с персоналом. На такую маленькую заработную плату никто не хочет идти работать. И то, что 12 процентов эти будут прибавка - это налоги съедят.



Ольга Вахоничева: Инфляционные ожидания россиян за последние полгода по сравнению с аналогичным периодом 2007 года выросли почти вдвое. Говорит социолог Левада-центра Наталья Бондаренко.



Наталья Бондаренко: Если летом 2007 года 17 процентов респондентов ожидали, что цены на основные потребительские товары будут расти быстрее, чем оно было, то уже летом 2008 года, в июне, около 32 процентов ожидают дальнейшего усиления роста цен. Вместе с тем это, в том числе, связано, наверное, с неким подогревом информационным и, может быть, каким-то обыденным, повседневным опытом. Если говорить о том, какие различия региональные, например, по Москве доля тех, чьи доходы существенно отстают, несколько ниже, чем, допустим, в другой России. С другой стороны, в малых городах их доля несколько выше. Реальный рост доходов по сравнению с реальным ростом заработной платы также отстает. Таким образом формируются поторебительские возможности семей.



Ольга Вахоничева: То, что рост заработной платы не успевает за ростом цен, специалисты называют спиралью инфляции, которая губит благие начинания во многих экономиках. Получается замкнутый круг, вырваться из которого очень сложно. Говорит руководитель высшей школы экономики Евгений Ясин.



Евгений Ясин: Если рост зарплат идет темпом, превышающим производительность труда, и это означает, что на рынке появляются ресурсы, которые могут составить товарное обеспечение этих зарплат, то это прямой путь к инфляции. Другая опасность, которая проявилась в последнее время, - это то, что рост зарплат, не сбалансированный с ростом товарного предложения, вызывает рост цен, следом за этим трудящиеся требуют увеличения зарплат для того, чтобы компенсировать рост цен, и вот это называется спиралью инфляции. Если образуется такая спираль, она может быть очень устойчивой, и это представляет для экономики страны очень большую опасность.



Ольга Вахоничева: Дефицит квалифицированной рабочей силы - вот еще одна из причин, стимулирующих неоправданный рост заработной платы, считает руководитель Центра социальной политики Института экономики Российской академии наук Евгений Гонтмахер.



Евгений Гонтмахер: Уже часто происходит ситуация, когда работник выбирает работодателя, особенно это касается квалифицированных рабочих: токарей, слесарей, фрезеровщиков, сварщиков. То есть они могут, не улучшая качество и количество своего труда, переходить с места на место, повышая заработную плату. И работодатель согласен, потому что этих людей, особенно этих специальностей, к сожалению, очень мало.



Ольга Вахоничева: Попытки государства хоть как-то повлиять на такое фундаментальное явление, как инфляция, пока результатов не приносят. Примером может служить одна из таких, когда власти добились замораживания рост цен на социально значимые продукты. Вот что по этому поводу говорит руководитель высшей школы экономики Евгений Ясин.



Евгений Ясин: Конечно, можно временно, на какой небольшой промежуток приостановить, замораживая цены или предпринимая какие-то искусственные меры. Обычно правительства, которые прозевали раскручивание инфляции, они к таким мерам прибегают, причем, знаете, как дети, которые нарисовали что-то на стене, а потом закрыли ладошкой, чтобы мама не увидела. Сидеть все время с ладошкой на стене неудобно, и приходит время, когда мама узнает. Ну, и так и здесь: инфляция все эти меры отшибет.



Ольга Вахоничева: Работодатели и сотрудники предприятий в нынешней экономической ситуации не рассчитывают на то, что рост цен будет замедлен. И это явление экономисты называют «синдромом инфляции». Говорит Евгений Гонтмахер.



Евгений Гонтмахер: Вот уже год как инфляция высокая, и она не думает останавливаться, и прогнозы экспертов тоже не очень утешительные. И в этом смысле началась гонка. Тем более что высокая инфляция подрубает инвестиционные возможности для многих работодателей. Ведь у них всегда какой выбор, когда он получает некую прибыль: либо повысить заработную плату, либо инвестировать деньги в новое оборудование. Он обычно делает и то, и то, но сейчас инвестирование крайне затруднего из-за высокой инфляции, поэтому работодатель все свободные средства отправляет на повышение заработных плат. Это, конечно, ситуация и экономически очень плохая, потому что она и разгоняет инфляцию, и подрубает еще больше инвестиционный процесс.



Ольга Вахоничева: В принципе перспектив для замедления инфляции в стране нет?



Евгений Гонтмахер: Для этого нужно принимать очень жесткие меры. Вот то пока, о чем говорят у нас в правительстве, это меры недостаточные, которые, может быть, дадут эффект через какое-то количество лет. Если все-таки эффект должен быть более быстрый, то есть две вещи, с которыми в России надо бороться радикально. Первая - это увеличение бюджетных расходов, потому что действительно расходы растут очень быстро, а это фактически денежная масса, которая поступает в обращение. Я, конечно, не имею в виду, что надо сокращать зарплаты и пенсии, а наоборот, может быть, как раз здесь увеличение должно быть, но надо сокращать другие государственные расходы: на госинвестиции, на содержание госаппарата, возможно, на оборону и на целый ряд других позиция. Тогда, наверное, какой-то эффект может быть. И второе, надо, конечно, решительно бороться с монополизмом. У нас экономика вся пронизана просто монополизмом сверху донизу, и это очень серьезно поднимает цены.



Ольга Вахоничева: Таково мнение руководителя Центра социальной политики Института экономики РАН Евгения Гонтмахера.


XS
SM
MD
LG