Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие сотрудник Центра Карнеги Николай Петров.
Андрей Шарый: О политической стратегии Дмитрия Медведева я попросил поразмышлять известного московского политического эксперта, сотрудника Центра Карнеги Николая Петрова. Политолог считает, что встреча президента России с журналистами не принесла неожиданностей, однако вскоре Дмитрия Медведева ждет куда более серьезный экзамен.
Николай Петров: Мне кажется, что все прошло именно в штатном режиме, и Медведев, давая интервью или в преддверии сдачи основного экзамена на право заменить Путина во внешней политике, вполне продолжил те линии, которые развивал его предшественник.
Андрей Шарый: То есть пока самостоятельного вклада Дмитрия Медведева во внешнюю и внутреннюю политику вы не заметили.
Николай Петров: Что касается внешней политики, мне кажется, трудно было бы ожидать какого-то принципиально нового вклада от человека, который специально внешней политикой раньше не занимался. Уже то, что он вполне владеет ситуацией и фигурирует как основной игрок, это большое, на мой взгляд, достижение. А во внутренней политике, мне кажется, можно заметить, что, с одной стороны, Медведев достаточно активен, а с другой стороны, что эта активность очень ограничена, и практически все его реальные действия и заявления, они так или иначе связаны с судебной системой и, может, чуть в меньшей степени с малым и средним бизнесом в связи с административным за ним контролем.
Андрей Шарый: Но он отвоевывает у Владимира Путина политическое пространство или нет?
Николай Петров: Пока этого незаметно. Пока видно, что ему выделено, пока видно, что он не очень вторгается в те пространства, которые для него были закрыты изначально, а это во многом и внешняя политика, это во многом и отношения между центром и регионами, это и силовики. Но при этом какие-то плацдармы есть, и вопрос в том, насколько будет продолжаться экспансия. То есть в той же самой серии борьбы с коррупцией можно говорить о том, что целый ряд ключевых позиций Медведев застолбил, но вот остановится ли он на этом или пойдет дальше - это вопрос.
Андрей Шарый: Российскую прессу на этой встрече представляла газета "Время новостей", впервые это издание, достаточно уважаемое, достаточно респектабельное, тем не менее, далеко не самое тиражное и не самое влиятельное в стране, на встрече с Медведевым. Вас не удивил этот выбор Кремля?
Николай Петров: Мне трудно судить о том, насколько репрезентативно это оказалось. В ситуации, когда всю российскую прессу представляет одно издание, так или иначе, вопросы всегда будут. Целый ряд ожиданий и прогнозов, которые высказывались экспертами, в частности, о том, что Александр Волошин либо займет крупный официальный пост, либо неофициально будет фактически руководить медведевской частью администрации президента, пока этого не произошло. И вот если усматривать в приглашении газеты "Время новостей" какое-то влияние Волошина, то, пожалуй, этим пока все внешнее и ограничивается.
Андрей Шарый: Тем не менее, это может быть случайное стечение обстоятельств?
Николай Петров: Думаю, что да, это может быть и случайность.
Андрей Шарый: Сегодня еще одно заметное политическое событие - это подписанный Дмитрием Медведевым указ об отставке Романа Абрамовича с поста губернатора Чукотке по просьбе Абрамовича. Есть тут политический смысл?
Николай Петров: Известно, что Абрамович обратился с просьбой об отставке уже очень давно, и что для него, особенно после того, как "Сибнефть" была продана им, Чукотка представляла в значительной степени обузу. Но в течение практически двух или даже более чем двух лет вопрос этот не решался. И Чукотка была таким что ли вариантом социальной ответственности для бизнесмена Абрамовича. То, что его сейчас освободили от этой ответственности, это достаточно, мне кажется, серьезный шаг. Вопрос в том, в какой пакет этот шаг укладывается. То есть пока не видно, что дополнительно сделал или сделает Абрамович в обмен на эту милость Кремля, или это плата за его предыдущие заслуги.
Андрей Шарый: А вам как кажется, он продолжит так или иначе политическую карьеру или нет?
Николай Петров: Мне кажется, что его сила во многом заключается во вхожести в кремлевские кабинеты. И она никуда не делась, и безусловно, он продолжит это эксплуатировать свое качество. Хотя многие эксперты говорят о том, что в качестве главного такого теневого банкира Абрамовича все более вытесняет Алишер Усманов.