Ссылки для упрощенного доступа

Власти Туркменистана поместили в психиатрическую клинику внештатного корреспондента Радио Свобода Сазака Дурдымурадова


Сазак Дурдымурадов
Сазак Дурдымурадов

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Андрей Бабицкий.

Андрей Шарый: 18 июня по прямому указанию властей был задержан и помещен в психиатрическую клинику внештатный корреспондент туркменской службы Радио Свобода Сазак Дурдымурадов. После прихода к власти Бердымухаммедова это первый случай неприкрытой жестокой расправы с журналистом, который сотрудничает с западными средствами массовой информации. Этот случай, который уже получил довольно широкий резонанс за границами Туркменистана, мой коллега Андрей Бабицкий обсудил с обозревателем туркменской службы Радио Свобода Розиназаром Худайбердыевым.

Розиназар Худайбердыев: Все началось с 18 июня. Было заседание совета безопасности Туркменистана. После этого заседания сразу отключили наших внештатных корреспондентов в Ашхабаде и людей, которые открыто сотрудничали с нами. Были отключены телефоны. Полицейская машина подъехала к дому Сазака Дурдымурадова и его забрали. Через несколько дней нам удалось выяснить, что Сазак Дурдымурадов помещен в психбольницу, которая находится в Лебапском велаяте. Рядышком огромный нефтеперерабатывающий завод. Вот этот завод построил дом отдыха для своих сотрудников, но в 1999 году Сапармурат Ниязов отнял и сделал этот дом отдыха психбольницей. Это республиканская психиатрическая клиника была.

Андрей Бабицкий: Вот эта форма борьбы с инакомыслящими, которая была очень характерна, мы знаем, для Советского Союза, она использовалась Ниязовым?

Розиназар Худайбердыев: Конечно, это практиковалось в Туркменистане. Много примеров во времена Ниязова и до Ниязова. Теперь, получается, и после Ниязова.

Андрей Бабицкий: Есть какие-то контакты с родственниками Сазака Дурдымурадова?

Розиназар Худайбердыев: Да, конечно, есть. Мы каждый день разговариваем с сыном и с другими родственниками. О судьбе Сазака они имеют сведения через Радио Свобода. Я разговаривал с врачом психбольницы, куда помещен Сазак Дурдымурадов. Он сказал, что дети его позвонили, обещали приехать. Я спросил: покажете его детям, родственникам? Он сказал: да, покажем. А другой человек, гражданский активист из Небитдага, это западная часть Туркменистана, Гурбандурды Дурдыкулиев более трех лет находился в этой клинике. По его словам, свидания родственников с больным с таким статусом, как политический или политизированный, как Гурбандурды Дурдыкулиев, Сазак Дурдымурадов, никакое свидание там не будет.

Андрей Бабицкий: А он что-нибудь рассказывал об условиях содержания в этой психиатрической лечебнице?

Розиназар Худайбердыев: Там есть контингент очень разный. Есть там настоящие наркоманы, алкоголики, есть сумасшедшие, есть еще преступники, которые убили своих родственников, их посадили на длительный срок в тюрьму, а потом каким-то образом перевели в психушку. Вот эти люди, рассказывал Гурбандурды Дурдыкулиев, мечтают вернуться в тюрьму.

Андрей Бабицкий: Удалось ли привлечь к этому случаю внимание международной общественности?

Розиназар Худайбердыев: Мы распространили через наш интернет-сайт всю информацию, ежедневно мы посылали международным правозащитным организациям. Мы думаем, что они пишут, обращаются к туркменским властям, чтобы освободить Сазака Дурдымурадова из психушки.

Андрей Бабицкий: Вообще, надежда на то, что новый президент Туркменистана либерализует политический курс страны, эти надежды гаснут?

Розиназар Худайбердыев: Трудно сказать. Если прочесть туркменскую прессу, посмотреть другие средства массовой информации, вроде бы в Туркменистане началась бурная реформа по всем параметрам - и политическим, и экономическим, и социальным, и так далее. Но вот в жизни происходит то, о чем мы сегодня говорили.

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG