Ссылки для упрощенного доступа

«Восьмерку» призывают вернуть еду на тарелки


Царицы полей не хватило на всех
Царицы полей не хватило на всех

Возглавляющий Всемирный банк Роберт Зеллик призвал руководителей самых богатых стран мира скорректировать программы производства биоэтанола – с тем, чтобы направить высвободившееся таким образом зерно на помощь голодающим в Африке и Азии. Проблема укрощения цен на продовольствие станет одной из главных на открывшемся в понедельник на японском Хоккайдо саммите G8.


На саммитах «большой восьмерки» руководители этих государств не принимают обязывающих решений. От них этого и не ждут. В начале 1970-х эта ежегодная встреча и задумывалась всего лишь как возможность напрямую обменяться мнениями на самом высоком уровне, чтобы понять, насколько они различаются или наоборот, близки. Как правило, в повестке значится обсуждение именно глобальных проблем. Например, тема дискуссии в первый день нынешнего саммита – помощь беднейшим странам мира.


На вторник запланировано обсуждение главных его вопросов. Их три: мировые цены на нефть и на продукты питания, а также глобальное потепление.


По каждому из них позиции стран-участниц саммита давно известны. Они во многом отражают разноголосицу мнений экспертов начиная с причин рекордных цен на нефть. К примеру, директор кильского Института мировой экономики Гернот Клеппер называет таковыми в порядке очередности опережающий мировой спрос на энергию и энергоносители, недостаточные инвестиции в нефтедобычу (и, как следствие, нехватку мощностей) и политическую нестабильность на Ближнем Востоке.


Профессор университета Дуйсбурга Кристиан Вебер в качестве значимого фактора приводит и слабость доллара, а также активность спекулянтов. Можно предположить, что именно роль финансовых рынков в образовании цен на нефть и станет предметом особого обсуждения на саммите «большой восьмерки» 8 июля. Как отмечает аналитик инвестиционной компании Oppenheimer Фейдел Гейт, «когда-то фьючерсов продавали в день на 10-15 миллионов баррелей нефти. Сегодня – уже на один миллиард баррелей! А это в 12 раз больше ежедневного потребления нефти во всем мире. Получается, что из всех заключаемых на биржах фьючерсных контрактов только чуть больше 8% могут в принципе завершиться физической поставкой товара. Остальные фьючерсы постоянно перепродаются. На мой взгляд, именно эти спекуляции привели к тому, что если всего год назад баррель нефти стоил 60 долларов, то сегодня - вдвое больше».


Представляющий Мюнхенский инвестиционный клуб Клаус Олдигс считает подобные утверждения несостоятельными – ведь спекуляции могут приводить и к столь же резкому снижению цен.


Почти так же различаются и позиции участников саммита - насколько о них известно. Так, Италия, Франция и Германия больше склонны говорить о негативной роли в создавшейся ситуации финансовых спекулянтов. А Великобритания и США главную причину рекордных цен на нефть усматривают в том, что рост предложения отстает от роста мирового спроса, и потому призывают наращивать добычу.


Эмиссия роста


В оценке причин резкого подорожания зерна (и производного роста цен на продукты питания) совпадений мнений больше. Профессор университета штата Иллинойс Даррел Гуд называет наиболее важным его фактором расширение выпуска биоэтанола: «Все больше кукурузы идет не на изготовление продуктов питания и на корм скоту, а на производство топлива для автомобилей. Второй фактор – быстрый экономический рост в развивающихся странах, особенно в Китае и Индии, где стремительно растет и спрос на продукты. В-третьих, низкий урожай пшеницы два последних года. Все это и привело к значительному росту цен. Теперь его отчасти может нейтрализовать хороший урожай. Но спрос остается высоким. Так что производство зерна должно только увеличиваться».


Увеличиваться, но как? Да, можно вернуть в оборот часть посевных угодий. Но этого мало. Сотрудник Немецкого института мировой экономики Кристиан Дрегер обращает внимание на необходимость совместными усилиями ООН, МВФ и ведущих государств мира помочь фермерам в развивающихся странах современными технологиями и льготными кредитами. «Безусловно, пора отменить систему квотирования и других торговых барьеров для сельхозпродукции, существующую в Европе, что тоже благотворно сказалось бы на динамике цен», - добавляет он.


Отмена квот и субсидий фермерам является основным пунктом разногласий на переговорах о международной торговле в последние 10-15 лет. Именно он уже несколько лет тормозит новые соглашения в рамках Всемирной торговой организации. Вряд ли эти противоречия удастся всерьез поколебать за один день работы нынешнего саммита.


Его результатом потому может стать очередная обтекаемая формулировка итогового коммюнике. К примеру, на прошлогоднем саммите G8 в Германии «лидеры стран “большой восьмерки” согласились серьезно отнестись к планам сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу на 50% к 2050 году». Это пассаж эксперты оценили как большой дипломатический прорыв. Теперь Евросоюз хотел бы конкретизировать эту формулировку. А Япония, наоборот, размыть, заменив конкретный год на неопределенное «к середине века». Позиция США сводится к тому, что международные обязательства в этой области будут иметь мало смысла, пока к ним не присоединятся крупные развивающиеся страны – в первую очередь, Китай. Сам же Пекин дает понять, что обязательства сократить выбросы приведут к замедлению роста экономики, и потому неприемлемы.


Во вторник эту проблему обсудят главы государств «большой восьмерки» - на долю их стран, по экспертным оценкам, приходится 62% общемировой эмиссии углекислого газа. А в среду к ним присоединятся лидеры Австралии, Бразилии, Индии, Индонезии, КНР, Мексики, ЮАР и Южной Кореи. На эту встречу отводится два с половиной часа...


XS
SM
MD
LG