Ирина Лагунина: В Армении прошла неделя НАТО. Как заявили представители Североатлантического союза, сотрудничество с Арменией направлено на модернизацию её армии, осуществление миротворческих миссий, а также различных, в том числе, и экологических программ. Официальная Москва не высказала своего отношения к этому мероприятию. Но, по мнению экспертов, любое сотрудничество Еревана с НАТО воспринимается Кремлём с большой настороженностью. Рассказывает Олег Кусов.
Олег Кусов: «Неделя НАТО» получила высокие оценки как армянских властей, так и представителей общественности страны. Однако представители Еревана в своих комментариях постоянно повторяли, что Армения намерена развивать отношения с НАТО в рамках программы индивидуального партнерства, но вступать в Североатлантический союз страна не намерена. Представители НАТО подчеркивали, что в основу сотрудничества между Арменией и союзом заложены принципы двустороннего партнерства. Это партнёрство, по мнению депутата парламента Армении Армена Ашотяна, способно принести ощутимую пользу южнокавказской стране.
Армен Ашотян: Модернизация армии, политический диалог со странами-членами альянса – это возможное понижение напряженности с одним из членов НАТО, я имею в виду Турцию, это изменения в регионе, которые идут, желание вступить Грузии. Надо держать руку на пульсе. Армения в этом плане действует довольно адекватно. Приглашение Азербайджана на уровне посла США в Азербайджане вступить в эту организацию. Региональные тенденции вынуждают Армению разговаривать и иметь дело со всеми игроками, которые заинтересовано в развитии нашего региона, но не в ущерб своим гражданам и задачам и целям, поставленных в стратегическом сотрудничестве с Россией.
Олег Кусов: Сотрудничество Армении с НАТО не противоречит её участию в Организации договора о коллективной безопасности. Продолжает депутат Армен Ашотян.
Армен Ашотян: У России и Армении я не вижу в повестке дня интересов, которые бы противоречили друг другу. Я понимаю определенные круги российской политической мысли, потому что такая же ситуация возникает в Армении в определенных кругах политологов, когда Россия оказывает знаки внимания нашим соседям, то есть Турции и Азербайджану, каждый раз идет всплеск каких-то статей о том, что наш стратегический союзник, извините за выражение, нас кидает, оставляет, руководствуется своими принципами. Еще один факт, например, интенсифицировались контакты по поводу строительства железной дороги Север- Юг, связывающий Россию с Азербайджаном и Ираном опять в обход Армении. Все это неоднозначно воспринимается в армянских общественно-политических кругах. Но с другой стороны, понятно, что это определенные интересы российского государства. Я думаю, что у Армении тоже есть свои ярко выраженные интересные. И поэтому, сохраняя основную площадку своей оборонной стратегии, Армения заинтересована в сотрудничестве с Североатлантическим договором.
Олег Кусов: Говорил депутат парламента Армении Армен Ашотян.
Официальный Ереван должен более активно сотрудничать с НАТО, полагает руководитель ереванского Центра глобализации политолог Степан Григорян.
Степан Григорян: С точки зрения властей Армении, они говорят, что с НАТО мы тоже должны сотрудничать. С точки зрения общественности ил аналитических кругов. У нас есть устоявшаяся точка зрения, что мы с НАТО должны усиливать наше сотрудничество. Потому что мы видим, что российско-грузинские отношения достаточно тяжелую фазу проходят, не нормализуются. Это означает, что шансы у Армении иметь прямую сухопутную связь с Россией ослабевают. Поэтому Армения должна думать об альтернативных выходах в мировое пространство. В основном наша связь с миром идет с Грузией, потом на Россию, либо на Европу. Поэтому мы должны думать о какой-то альтернативе. С этой точки зрения, я думаю, проведение «Недели НАТО» и так далее – это положительное явление.
Олег Кусов: Сотрудничество с НАТО предполагает развитие демократии в стране. Продолжает Степан Григорян.
Степан Григорян: В рамках НАТО подписано документ Армения – НАТО. Вы знаете, все три страны Южного Кавказа подписали документ, который называется План действий сотрудничества с НАТО. Все три наших страны в 2006 году подписали с НАТО. В этом плане действий демократические принципы, принципы избирательности, свобод, свободы информации, проведения выборов, все эти принципы так же находятся в этом договоре. Казалось бы, НАТО сотрудничает с наим в области военно-технического сотрудничества, в экспертной помощи, но оказывается, демократические вопросы также вошли в план действий. Там даже есть такой пункт, который связан с выборами мэра города Еревана. Вот это очень интересно. НАТО могло бы и здесь свою положительную роль сыграть.
Олег Кусов: Москве нужно считаться с национальными интересами постсоветских республик, убеждён российский политолог Сергей Маркедонов.
Сергей Маркедонов: Вообще, мне кажется, что Армения в своем отношении к НАТО, равно как и другие постсоветские государства, на мой взгляд, доказывает одну истину: реального выбора между Западом и Россией на постсоветском пространстве нет. Если можно для страны иметь хорошие отношения и с Россией, и с Западом и получать и оттуда, и оттуда хорошее финансирование и инвестиции, почему бы нет. Один казахстанский политик мне в разговоре частном как-то сказал: одна труда хорошо, но две лучше. Я думаю, что психология – две лучше трубы, два кошелька, они работают и в армянском, ив казахстанском, и в азербайджанском случаях. Собственно это нужно принять и признать в Москве и тогда не удивляться, на первый взгляд, каким-то шараханьям того или иного нашего партнера на постсоветском пространстве. Просто каждая бывшая республика СССР уже самостоятельное государство и действует, не исходя из каких-то абстрактных представлений о великой дружбе, а из своих национальных интересов. Выгодно с НАТО – выгодно, выгодно с Россией, значит выгодно с Россией.
Олег Кусов: Армения вынуждена развивать отношения со многими центрами силами, полагает обозреватель газеты «Время новостей» специалист по проблемам Кавказа Иван Сухов.
Иван Сухов: Армения в течение многих лет придерживается политики такого многостороннего комплиментаризма и стремится поддерживать хорошие отношения не только с Россией, но и со странами Европы и Соединенными Штатами Америки. Это в том числе обусловлено наличием большой армянской диаспоры в таких странах как Франция и Соединенные Штаты. Но не только, а еще тем соображением, что Армения находится не в самом благоприятном на Южном Кавказе геополитическом положении и важны связи со всеми силами, которые она в состоянии развивать.
Олег Кусов: Москва настороженно относится к намерениям Еревана выстроить самостоятельные отношения с ведущими международными организациями, считает руководитель Центра глобализации политолог Степан Григорян.
Степан Григорян: Это естественно, потому что Россия традиционно Армению рассматривает в контексте своих геополитических, стратегических интересов. Здесь в Армении находится российская военная база. Поэтому, конечно, Россия может воспринять достаточно болезненно. Но с другой стороны, давайте посмотрим на реалии. Президент России новоизбранный господин Медведев был в Баку с официальным визитом и во время этого визита заявил о том, что карабахский конфликт должен решаться в рамках территориальной целостности Азербайджана. Во время этого визита была подписана с Азербайджаном декларация, очень близкая к стратегическому партнерству и так далее. Более того, этот проект железнодорожный Россия будет делать именно с Азербайджаном. Ясно, что Армении надо тоже находить выходы из создавшейся ситуации. То есть как бы пытаться из этой общей блокады, достаточно изолированного состояния попытаться выйти. Но выход может быть только один – открытие коммуникаций с Турцией, налаживание отношений более тесных с Западом, и не только с НАТО, но и с Европейским союзом.
Олег Кусов: Ереван не ставит под сомнение своё участие в ОДКБ, но при этом высказывает сомнения при обсуждении определенных положений договора, так считает депутат парламента Армении Армен Ашотян.
Армен Ашотян: В ОДКБ основная статья, которая интересовала Армению, как политический бонус вступления в ОДКБ – это гарантии взаимопомощи в случае нападения третьих стран. Согласитесь со мной, что трудно представить реализацию этого постулата в жизни, например, пи нападении Азербайджана на Армению, насколько возможным будет вмешательство России на стороне Армении, открытое вмешательство в рамках договора ОДКБ. Насколько возможно будет вмешательство, например, среднеазиатских государств, Казахстана и так далее на стороне Армении в случае этого конфликта. Я имел возможность задавать российским некоторым политологам этот вопрос: вступит ли Россия в войну на стороне Армении, если Азербайджан нападет на Армению в рамках договора ОДКБ? На что мне мои коллеги откровенно ответили, что это дискуссионный вопрос и вопрос, который не имеет прямого однозначного ответа.
Олег Кусов: Поможет ли сотрудничество с НАТО решению карабахской проблемы? Обозреватель газеты «Время новостей» специалист по проблемам Кавказа Иван Сухов не уверен в положительном ответе на этот вопрос.
Иван Сухов: В вопросе Карабаха вряд ли Армения может рассчитывать на помощь НАТО, потому что скорее на такую помощь рассчитывает сегодня Азербайджан. Потому что Азербайджан, как известно, связан многими узами с Турцией, которая членом НАТО является уже сейчас. И в проблеме Карабаха Турция окажет Азербайджану массированную поддержку и если говорить о карабахской проблеме, то НАТО здесь скорее козырь Азербайджанской республики. Может быть единственное, что можно сказать о НАТО в связи с карабахской проблемой, это если Армении и Азербайджану удастся скоординировать свои усилия в сторону евроатлантической интеграции, тогда НАТО сможет, возможно, оказаться некоей очередной международной инстанцией, которая включится в процесс урегулирования и будет и на одной, и на другой стороне, если в самом Североатлантическом альянсе хватит мужества рассматривать Южный Кавказ как единое политическое пространство, а не как пространство, разграниченное военно-политическими блоками, как он сейчас рассматривается.
Олег Кусов: Но в целом сотрудничество с НАТО может положительно сказаться на решении южнокавказских конфликтов, убеждён политолог Степан Григорян.
Степан Григорян: Вообще НАТО дистанцируется практически от всех конфликтов, и в первую очередь от конфликтов на постсоветском пространстве. НАТО всегда жестко заявляет, что не вмешивается в эти конфликты. Но время показывает, что по мере приближения НАТО и Европейского союза на восток постепенно и Европейский союз и НАТО занимаются всем. Я рассматриваю НАТО в контексте Карабаха или Абхазии и Южной Осетии в другом контексте. Если эти страны проявят желание вступить в НАТО, то хочешь, не хочешь, НАТО завтра или послезавтра должно выразить свою точку зрения по поводу этих конфликтов. Оно может даже впрямую не участвовать в решении этих конфликтов, но свое воздействие будет иметь. Уже тот факт, что Грузия ориентируется на НАТО, это, безусловно, отставляет свой отпечаток на решение конфликтов.
Олег Кусов: Роль России на Южном Кавказе снижается. Это обстоятельство вынуждает Ереван действовать без оглядки на Москву. Так считает российский политолог Сергей Маркедонов.
Сергей Маркедонов: В Москве нет достаточного понимания мотиваций, почему страны СНГ сотрудничают с НАТО. Мотивация эта на самом деле различная, у Тбилиси своя, у Азербайджана своя, у Армении своя. Если говорить об Армении, то, на мой взгляд, причина того, что республика Армения пытается наладить свои эффективные двусторонние отношения с НАТО, является изоляция Армении. При снижающейся роли России на Южном Кавказе, при непростых отношениях с региональными государствами Армении нужно страховаться – это в ее национальных интересах. Эти национальные интересы могут вызывать некоторую ревность со стороны Москвы. Можно вспомнить о том, что тот же Ереван достаточно ревностно относится к любым контактам Москвы и Баку, но это и есть национальный интерес. У всех не может быть абсолютно тождественных национальных интересов. Мне кажется, Москве это надо понять.
Олег Кусов: Говорил политолог Сергей Маркедонов.
Как заявил Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, недавно завершилась двухгодичная программа индивидуального сотрудничества страны с Североатлантическим союзом. Это сотрудничество, по его словам, было оценено положительно, и сейчас разрабатывается новая двухгодичная программа.