С 17 по 25 июля в Москве пройдет Всемирный фестиваль детских театров. В них играют сами дети. Фестиваль, который проводит Международная ассоциация любительских театров (АИТА), родился в немецком городе Линген, туда он возвращается каждые четыре года, а раз в два года проходит в одной из стран-участниц ассоциации.
За право проведения фестиваля страны борются, прямо как за Олимпийские игры. В этом году победила Россия и Союз театральных деятелей. А это значит, что 18 июля в саду «Эрмитаж» начнется необыкновенное зрелище, которое будет продолжаться восемь дней в Театральном центре на Страстном и Учебном театре ГИТИСа. Детские любительские коллективы поддержат старшие, то есть профессиональные театры России. Российское отделение международного объединения КУКART в саду «Эрмитаж» покажет спектакли кукольных театров под открытым небом. И там же каждый день — уличные театры, те, кто знает, что такое настоящий карнавал: тут вам и «Огненные люди», и «Театр на ходулях», и клоуны, и скоморохи, и цирковые артисты. В театре «Сфера» параллельно — большая программа российской мультипликации, на любой вкус. Но основная ноша ляжет на хрупкие детские плечи: маленькие актеры из двадцати стран покажут свое искусство. На всех театральных площадках разместят фотографии и картины детей, больных муковисцидозом, им нужна помощь.
«Есть такая болезнь — муковисцидоз, — говорит Александр Калягин. — Необходимы для ее лечения бесплатные медикаменты, их катастрофически у нас не хватает, наши дети живут в два раза меньше, чем их зарубежные сверстники с таким же заболеванием. Мы будем собирать средства, чтобы этим детям не так было тяжело жить».
О самом фестивале говорил президент российского центра АИТА, профессор Видас Силюнас: «Это удивительный фестиваль, он не только дает ощущение свежести жизни, игры и театра, но он направлен в будущее, все замечательное в театре зарождается исподволь. Костя Алексеев, будущий Константин Сергеевич Станиславский, вспоминает свой первый театральный опыт, когда ему было меньше, чем младшему участнику этого фестиваля, — пять лет, его посадили в зимней шапке возле декораций, где на бумаге была нарисованная печка, где горел огонь, и Костя сидел и думал, что огонь не настоящий, готов был произнести уже "не верю" и взял и поджег вот эту самую декорацию, чтобы огонь был настоящий. Так, в сущности, родился Художественный театря».
Со Станиславским все ясно. Но и в жизни сопредседателя оргкомитета фестиваля и председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина был свой любительский театр. Мама его вызвала слесаря, тот сделал театральную коробочку, и семилетний Калягин представлял спектакли соседям по коммунальной квартире.