Марина Тимашева: В Москве прошла 3-я выставка мастеров прикладного искусства Франции «Фиолетовая улица: из Парижа в Москву». Традиционно вместе с экспонатами на выставку приехали сами мастера: краснодеревщики, бронзовщики, граверы, оружейники, ювелиры, художники. О старинных предметах и их современном применении с французскими мастерами беседовала Тамара Ляленкова.
Тамара Ляленкова: Созданная 8 лет назад Жан-Клодом Гийомом, реставратором фарфора и керамики, ассоциация «Один день - один ремесленник» стремится объединить на Фиолетовой улице в 15 округе Парижа лучшеих мастеров Франции. В рамках этого проекта во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства были представлены изделия, которое могли бы, по замыслу авторов экспозиции, украшать легендарные замки Франции. Свой первый вопрос я задала основателю ассоциации Жану-Клоду Гийому. Изделия этих мастеров продаются, они делаются на заказ, насколько они популярны сегодня и многие ли могут позволить себе такие изделия?
Жан-Клод Гийом: На самом деле, на этой выставке посетители могут не только смотреть и восхищаться, но также покупать, устанавливать контакты для дальнейшего сотрудничества. Они создаются для определенного человека по уникальной методике.
Тамара Ляленкова: Меняется ли ваш строй мысли, когда вы садитесь на кресло 18-го или 19-го века? Кто те мастера, которые сейчас занимаются подобного рода ремеслами? Всегда ли это продолжение традиции династии?
Жан Клод Гийом: Дело все в том, что сегодня продолжателей династий очень мало. Как правило, обучаются ремеслу молодые люди, которые приехали, чтобы заработать и показать себя.
Тамара Ляленкова: Тем не менее, одна из участниц выставки, Мартин Клуц, представляет дом, который был основан в 1883 году. Рене Клуц, внук основателя, добился особого сияния люстр в замках Версаля - Трианон. Теперь дело продолжает Мартин Клуц. Она придумала специальные отражатели, которые прячутся внутри люстр.
Мартин Клуц: Я являюсь представителем четвертого поколения, поскольку моя семья очень давно владеет этим делом. Наверное, поэтому предпочитаю старинные предметы интерьеров. Моя цель - как можно более выгодно показать сам объект и спрятать рефлектор.
Тамара Ляленкова: Чем вы руководствуетесь, когда советуете и выбираете ту или иную люстру - характером заказчика или интерьером?
Мартин Клуц: В первую очередь, я руководствуюсь вкусом клиента, но, разумеется, и тем внешним ансамблем, который составляет люстра со всей комнатой и самим человеком.
Тамара Ляленкова: Реставратор Жан Дегрей, похоже, не нуждается в одобрении заказчиков. Он просто реставрирует или создает мебель, используя старинные технологии.
Жан Дегрей: Здесь вы можете увидеть чешую рыбы а ля наждачная бумага, или, например, такие инструменты, которые воссозданы по методике 18-го-19-го века.
Тамара Ляленкова: Чтобы овладеть подобной техникой Жан Дегрей провел не одну сотню часов за чтением старинных книг. Вам нравится реставрировать предметы, потому что вы чувствуете себя старым мастером или потому, что вам нравятся просто сами эти предметы?
Жан Дегрей: Все намного проще. Просто мне очень интересно работать с материалами. Неважно, старый это материал или новый. Мне нравится работать именно с теми материалами и по той технологии, которые дают ощущение века и ощущение работы именно со старой медалью.
Тамара Ляленкова: Когда вы поняли, что вам интересно именно это?
Жан Дегрей: Я занимаюсь этим 30 лет, с самого детства. Так давно, что уже и не помню, с чего все началось.
Тамара Ляленкова: Однако не надо думать, что воображаемые покои замков французы решили заполнить исключительно старинной мебелью и традиционными предметами интерьеров. Ничто не мешает сафьянщице, работая в технике сидельных мастеров, то есть руками, изготавливать современные модели сумок и других кожаных изделий. А существующий 200 лет фирме «Плейель» создавать авангардные модели фортепьяно, добиваясь гармоничного сочетания с самыми современными интерьерами. Поэтому присутствие яркой, оригинальной мебели Пьера Дасига на выставке не удивляло. Я попросила Пьера рассказать о его коллекции.
Пьер Дасиг: Вот, например, очень интересный столик. Он раскладной. Это своеобразный конструктор. Здесь есть отделение и для макияжа, и для парфюма, и для всего, что вы хотите сюда положить. Причем это столик расположен рядом с зеркалом. Если его закрыть, зеркало и столик вместе образуют форму губ. Просто мебель это способ самовыражения.
Тамара Ляленкова: Здесь надо заметить, что для того, чтобы попасть в число ремесленников на Фиолетовую улицу, требуется не только признание и талант, но и виртуозное мастерство, которое в зале музея демонстрировали посетителям. Очаровательна Кристин Левьевр, например, наносила гравировку на оружие.
Кристин Левьевр: Я - одна из 20 человек во Франции, которые занимаются гравированием вручную и, в основном, это орнаменты, которые я рисую сама. Переношу рисунок с бумаги на металл. И уже потом, с помощью молотка и стамески, гравирую. Как правило, гравировкой украшают оружие. Очень много различных рисунков и узоров можно предложить, но лично я предпочитаю изображения животных, поскольку создавать их образы мне кажется интереснее. Однако все зависит от заказчиков. А они, как правило, предпочитают узоры.