Юрий Жигалкин: Бесславное отступление от принципиальной многолетней позиции или мудрый дипломатический демарш? - так кардинально разделились мнения американских комментаторов, явно захваченных врасплох извещением о том, что заместитель госсекретаря примет участие в переговорах европейских дипломатов с представителями иранского правительства относительно ядерной программы Ирана. Это первый за три десятилетия американо-иранский контакт на столь высоком уровне обречен на эпитет «исторический», поскольку этой встречей будет формально перечеркнута давняя американская стратегия бойкота и изоляции Ирана. В течение семи с лишним лет администрация твердо стояла на том, что Тегерану нельзя доверять ни в чем, он, как и другие авторитарные режимы, уважает лишь язык санкций. Все это годы Вашингтон терпеливо дожидался пока его европейские союзники, что называется, генетически склонные к переговорам убедятся, что такой подход ни к чему хорошему не приведет, а лишь позволит Тегерану выиграть время на создание ядерного оружия. Обманутые не раз Ираном за эти годы, европейские столицы в последние месяцы откровенно склонялись в пользу американского подхода, обсуждая очередные варианты ужесточения санкций, требуя от Ирана прекратить обогащение урана. Соединенные Штаты принципиально отказывались вступить в переговоры с Ираном, пока тот не откажется от обогащения урана, считая, что возможность прямо договариваться с США дорогого стоит. Теперь Вашингтон отказывается от этого дипломатического инструмента, не добившись от Тегерана, судя по сообщениям, никаких очевидных уступок. Почему? Ян Рунов обсудил этот вопрос с известным американским экспертом.
Ян Рунов: Означает ли участие в переговорах столь высокой фигуры как заместитель госсекретаря, что администрация Буша пересмотрела свою прежнюю позицию - не вступать в переговоры с Ираном, пока Тегеран не откажется от обогащения урана?
Вот что ответил редактор интернетной версии журнала National Review , политолог Джим Роббинс...
Джим Роббинс: Я думаю, по существу трудно отрицать, что участие Уильяма Бёрнса - это некоторый сдвиг в позиции нынешней администрации. Даже лишь присутствие дипломата столь высокого ранга на переговорах с Ираном указывает на готовность к дипломатическим контактам, хотя и не к перемене политики в отношении Ирана. Я полагаю, Уильям Бёрнс привёз из Вашингтона определённые предложения. Не уверен, что новые. Думаю, это предложения вроде тех, что были приняты в переговорах с Северной Кореей: отказ от ядерной программы в обмен на экономическую помощь. Одновременно участие Бёрнса носит и символический характер, особенно в глазах иранцев, которые давно настаивали на американском участии в переговорах. Иранцы воспринимают это, как свою победу.
Ян Рунов: Гарантирует ли прогресс на переговорах сам факт участия в них заместителя госсекретаря?
Джим Роббинс: Нет никакой гарантии прогресса, и в Вашингтоне это дали ясно понять. Но ясно также, что в последние месяцы своего правления президент Буш активизировал попытки добиться прогресса.
Ян Рунов: Кандидат в президенты от демократической партии Барак Обама не раз выступал за прямые американо-иранские переговоры без предварительных условий. Указывает ли участие члена республиканской администрации в переговорах с иранским представителем на сближение позиции Буша с позицией Обамы?
Джим Роббинс: Я думаю, в какой-то степени похоже, что так. Обама говорил, что он за прямое обсуждение проблем между двумя сторонами. В этом контексте можно сказать, что, действительно, администрация Буша делает шаг в сторону такой политики.
Ян Рунов: Одновременно с сообщением об участии американского дипломата в переговорах с Ираном появилось другое - о возможном в скором времени открытии в Тегеране американской дипломатической миссии.
Эти новости комментирует Майкл О’Хенлен из Брукингского института…
Майкл О’Хенлен: Речь не идёт о дипломатическом представительстве США высокого уровня. Это, скорее, вызванное практической необходимостью представительство с консульскими функциями. В Иране сейчас, как ни странно, люди настроены более проамерикански, чем в большинстве других стран Ближнего Востока. Я думаю, в администрации Буша победили сторонники более гибкой тактики, потому что жёсткая линия в отношении Северной Кореи и Ирана не принесла желаемых результатов. И всё же это нельзя считать отходом Буша от основных принципов, ибо президент явно не намерен уступать Ирану до того, как иранское руководство не откажется от обогащения урана.
Юрий Жигалкин: Так американские эксперты оценивают первые за три десятилетия американо-иранские контакты на высшем дипломатическом уровне. Интересно, что госсекретарь Кондолиза Райс, говоря о том, что решение направить своего заместителя для участия в переговорах с Ираном, мудрый шаг, в то же время пытается выхолостить символику этого события, говорят, что ее заместителю Уильяму Бернсу даны твердые указания не вступать с иранцами в прямые переговоры, что он лишь будет присутствовать на этих встречах в роли слушателя и, так сказать, прямого доказательства того, что Соединенные Штаты в Европа выступают единым фронтом в противостоянии с Ираном. И не более того.
Юрий Жигалкин: В четверг федеральный судья в Вашингтоне дал зеленый свет первому процессу над заключенным тюрьмы в Гуантанамо Салимом Хамдамом, шофером бин Ладена, захваченным семь лет назад в Афганистане, в его машине были две портативные противовоздушные ракетные установки. Решение судьи Джеймса Робертсона создает важный юридический прецедент. После специального решения верховного суда, предоставившего заключенным право обращаться в гражданские суды, Салим Хамдан оспорил в федеральном суде правомочность военного трибунала в Гуантанамо. Судья пришел к заключению, что он попадает под определение «вражеский боевик» и поэтому должен предстать перед трибуналом, созданным согласно специальному постановлению конгресса. Впрочем, судья предоставил ему право апеллировать вердикт военного трибунала в гражданском суде, если он будет осужден. Адвокаты шофера бин Ладена говорят, что они попытаются доказать на процессе, что он был лишь шофером, иными словами, мелким служащим бин Ладена, не имевшим отношение к терроризму. Если бы федеральный судья отменил процесс, то Пентагону скорее всего пришлось свернуть систему военных трибуналов.
К России в поисках луча надежды на возрождение американского рынка недвижимости обернулся знаменитый американский мультимиллионер Дональд Трамп. В четверг обожающий любого рода известность богач заявил о том, что его успех в продаже своего особняка в Палм Бич за сумму близкую к 100 миллионам долларов очень положительный знак, возможно, свидетельствующий о том, что ситуация на рынке недвижимости начинает выправляться. Роскошный дом на двух гектарах, приобретенный Трампом четыре года назад на аукционе после банкротства его прошлого владельца, купил российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев. Трамп сказал, что практически ничего не знает о покупателе, и посетовал на то, что его собственность окажется в иностранных руках, но все интересовавшиеся американцы, по словам откровенного предпринимателя, были его знакомыми, хорошо знавшими, почем ему достался этот дом, они не желали доставить ему удовольствие более чем удвоить свое капиталовложение за три с небольшим года. Впрочем, не все доступно даже тем из россиян, кто не считает денег. По сообщению нью-йоркских газет один из самых престижных городских кооперативов отказал в продаже квартиры российскому миллиардеру, сославшись на то, что происхождение денег, которые он был готов выложить за квартиру, сомнительно.
Американские законодатели готовы наказать иностранные банки, укрывающие от налогообложения деньги американцев. Они проводят беспрецедентные слушания, на которых вскрывается интересная картина откровенно преступных действий некоторых европейских банков, привлекающих американских богачей перспективой уклонения от расчетов с американским государством.
Аллан Давыдов: Слушания в постоянном подкомитете по расследованиям последовали после того, как специальная сенатская комиссия обнародовала доклад, в котором два зарубежных банка обвиняются в укрывательстве их клиентов от налогов. Объектом критики 109-страничного доклада стали один из крупнейших в мире банков, швейцарский UBS , и банковская группа LGT , принадлежащая княжескому семейству, которое правит Лихтенштейном. В докладе на примере восьми состоятельных американских бизнесменов прослеживается, как на оффшорных счетах в европейских банках оседают американские капиталы, с которых должны были быть выплачены налоги. Приводятся данные о том, что в Швейцарии 19 тысяч американских клиентов держат свои счета под прикрытием, втайне от налоговиков, и только одна тысяча вкладчиков декларирует свои счета в этой стране. Документ недвусмысленно указывает и на содействие американским укрывателям налогов со стороны некоторых членов княжеской семьи Лихтенштейна.
Открывая слушания, председателя подкомитета по расследованиям сенатор-демократ Карл Левин охарактеризовал налоговые укрытия как «составную часть системы экономической войны против Соединенных Штатов и честных американских налогоплательщиков».
Законодатели ознакомились с видеозаписью показаний бывшего сотрудника LGT гражданина Германии Генриха Кибера, в которых он раскрыл схему использования подставных компаний и фальшивых транзакций, направленную на то, чтобы сбить правоохранительные органы со следа. Власти Лихтенштейна объявили Кибера в розыск по делу об утечке секретных данных банковских клиентов. Однако американские власти предоставили ему иммунитет в рамках программы защиты свидетеля.
Сенатор-республиканец Норм Коулмэн, заместитель председателя сенатского постоянного подкомитета по расследованиям, говорит, что не все свидетели, приглашенных на слушания, согласились давать показания. Некоторые воспользовались пятой поправкой к конституции США, которая запрещает понуждать кого-либо давать показания против себя.
Норм Коулмэн: Меня не удивили те, кто воспользовался этим правом. Но меня скорее приятно поразили представители швейцарского банка UBS , которые дали показания, выразили готовность сотрудничать со следствием и раскрыть ему имена 19 тысяч весьма состоятельных американских клиентов, которые при помощи оффшорных счетов уклоняются от налогов. Они признали, что недостаточный контроль позволил превратить их уважаемый банк в большую конспиративную квартиру в духе гангстера Аль Капоне. Надеюсь, что утаиваемые от налогового ведомства деньги будут возвращены в казну Соединенных Штатов.
Аллан Давыдов: Согласно законодательству, американские налогоплательщики обязаны сообщать о своих зарубежных финансовых счетах, если в любой момент отчетного года их суммарный объем превышает 10 тысяч долларов. Утаивание таких счетов от федеральной налоговой службы может повлечь штраф, составляющий до половины суммы вкладов.
В докладе сенатского подкомитета по расследованиям предлагаются меры по ужесточению законодательства, направленного против международных оффшорных налоговых лазеек.