Главе компании ТНК-ВР, британскому подданному Роберту Дадли продлена российская виза. По словам представителей Федеральной миграционной службы России, это сделано для того, чтобы глава ТНК-ВР смог уладить проблемы внутри корпорации. Визу продлили всего на десять дней - до 29 июля. За это время Дадли должен подтвердить, что его трудовой договор действителен, он имеет право на работу, а значит и на визу в России. Непонятно, хватит ли этих десяти суток, с учетом того, что стороны конфликта в ТНК-ВР в своем противостоянии, по словам самого главы компании, разошлись по разным полюсам.
Критики Роберта Дадли упрекают его в том, что британская часть ТНК-ВР попыталась использовать для решения бизнес-спора премьера Великобритании Гордона Брауна, то есть госчиновника. Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что присутствие российской власти в этом конфликте было очевидным еще до появления претензий российских акционеров:
«История с ТНК-ВР началась по инициативе властей. Была попытка осуществления стратегии, которая провозглашена была давно и имела целью удаление иностранных компаний из сферы эксплуатации стратегических природных богатств. И хотя ВР была единственная компания, которая имела крупные интересы в этой сфере, такое ощущение, что она тоже мешала. Затем отключились инвесторы этой компании российского происхождения - "Альфа", "Ренова". По их словам, они тоже испытывают определенное неудовлетворение в связи с политикой, которую в ТНК-ВР проводят британцы. Им была бы интересна экспансия на зарубежные рынки, подобно тому, как это делает "Газпром", но ВР в этом не заинтересована, потому что British Petroleum сам работает во многих местах мира. Это единственное разумное основание, которое является причиной разногласий между двумя сторонами».
Евгений Ясин убежден, что если ВР заявит о готовности продать свой пакет акций ТНК-ВР, Россия пересмотрит свои заявления о том, что у нее нет интереса к такой покупке, и «Газпром» проявит к ней интерес:
«Российские акционеры рады услужить властям, им интересно присутствовать на мировых рынках, в отличие от ВР. Безусловно присутствие здесь государства, несмотря на заявления господина Медведева о том, что государство не имеет интересов в этом отношении».
С этим согласен и политолог Дмитрий Орешкин: «Самая главная черта этого стиля выстраивания политических и экономических отношений заключается в том, что формируется извращенная бизнес-этика. Это сопровождается деградацией или профанацией системы ценностей на внутрироссийской арене, теряется то, что несколько пафосно называют капиталом доверия. Это разлагает и наше бизнес-сообщество, и наше политическое сообщество. Люди живут в атмосфере разрешенного, одобренного и общепринятого кидалова».
В ТНК-ВР сейчас работают 65 тысяч человек. Корпорация перерабатывает более 600 тысяч баррелей нефти в сутки, а добывает в три раза больше. Одних заправок у ТНК-ВР более полутора тысяч.
Дмитрий Орешкин убежден, что чиновники при Владимире Путине и Дмитрие Медведеве хотят отнять плоды чужого труда так же, как этого хотели чиновники при Иосифе Сталине:
«Это напоминает сталинскую историю с так называемыми концессиями "Лена Голдфилд", когда на внутренних разговорах членов Политбюро не скрывалось, что мы позволим иностранцам построить обогатительную золотодобывающую фабрику, а потом их немедленно вытурим, а фабрику приватизируют. Так оно и произошло. Этот горький урок западное сообщество усвоило очень прочно. Советский Союз получил золотоносную фабрику, а рейтинг доверия к инвестициям в Советский Союз упал до практически нулевого уровня».