Ссылки для упрощенного доступа

«Нравственный кодекс петербуржца». Чиновный пафос против здравого смысла


Непонятно, как можно будет отличить «Нравственный кодекс петербуржца» от кодекса москвича или жителя Ленинградской области
Непонятно, как можно будет отличить «Нравственный кодекс петербуржца» от кодекса москвича или жителя Ленинградской области

В Петербурге при поддержке местных властей разрабатывается «Нравственный кодекс петербуржца», который авторы предлагают внести в Устав города и даже поместить в паспорта горожан — в виде специального вкладыша.


«Истинный Петербуржец являет собой пример всемерного соблюдения законов общества. Истинный Петербуржец свято верит в добро и его победу, придерживаясь высочайших человеческих идеалов и ценностей. Истинный Петербуржец поддерживает здоровое чувство патриотизма и любви к городу, стране, выраженное в образцовом выполнении гражданского долга. Истинный Петербуржец с особой любовью и заботой относится к природе, не причиняя ей вреда, и способствуя ее сохранению. Истинный Петербуржец являет собой пример этики и культуры в общении…» С таких положений начинается документ, по крайней мере, его черновой вариант, уже рассмотренный на совещании у вице-губернатора Людмилы Косткиной. Правда, пресс-секретарь Косткиной отказалась давать комментарии, хотя сам факт совещания подтвердила.


Идея создать «Нравственный кодекс петербуржца» пришла в голову художнику из Общественного совета по социальной рекламе Северо-Западного федерального округа Алексею Панько. Уже создана рабочая группа, напечатаны визитки. Почему эта идея поднята на щит именно сегодня — об этом говорит историк Николай Копосов: «Она означает, по-моему, бессилие справиться с серьезными проблемами и даже неумение думать, в каком направлении надо что-то сделать для того, чтобы с этими проблемами справляться. Все это пахнет, конечно, "Моральным кодексом строителя коммунизма"».


Моральный, этический кризис существует во всем мире, но, к сожалению, фиговым листочком чиновничьей директивы здесь ничего не сделаешь, — уверен Николай Копосов: «Во многих местах достаточно обычного законодательства, лишь бы его применяли правильно. Но с уровнем коррупции в нашей милиции ничего правильно применить невозможно. Совершенно бессмысленное занятие, просто на поверхности — для кого-то о чем-то отчитаться. Действительно, проблемы того, что общество потеряло голову, право и лево не отличает, в обществе ощущение, что можно все, запреты расшатаны — это действительно имеет место, эта проблема. Просто, с одной стороны, нужно всерьез вкладывать деньги в образование, с другой стороны, нужно, безусловно, создать такие органы охраны правопорядка, которые будут действительно охранять правопорядок, а ни обирать честных граждан и не избивать, кого только можно. Много чего можно сделать. А у нас единственное: либо к попам немедленно бежать, вдруг они помогут, либо создавать такого рода чиновничьи заклинания. И больше ничего у нас не придумали».


Еще одна цитата из «Нравственного кодекса петербуржца»: «Истинный Петербуржец свободен от пагубного влияния вредных привычек: табакокурения, алкоголизма, наркомании, — либо прилагает все усилия к тому, чтобы навсегда освободиться от них. Истинный Петербуржец выбирает своим увлечением, хобби только общественно полезные, социально важные и безопасные виды деятельности. Истинный Петербуржец всегда готов встать на защиту памятников, архитектурных сооружений, культурных ценностей, домов и скверов своего города, прав человека и безопасности Родины».


Идея о создании такого документа — это свидетельство кризиса, в котором оказалось общество в результате быстрой трансформации на рубеже веков, — считает историк Никита Ломагин: «Вторая причина, наверное, более понятная. Есть некий сигнал, достаточно внятно связанный с Годом семьи, с необходимостью поддерживать вот эти семейные ценности, вот эти все национальные проекты, которые организовывались, они, конечно же, должны встречать поддержку снизу. Но то, каким образом это делается, оно, конечно же, внушает большие сомнения. Против того, чтобы формировать какие-то нормы, спору нет, был у нас «Кодекс строителя коммунизма», «Задачи Союза молодежи», которые принимались на соответствующем съезде РКСМ и так далее. Но вот бытие и сознание, они в данном случае настолько далеко друг от друга находятся, что бедному человеку говорить, чтобы он вел себя морально, человеку, который лишен многих возможностей самореализации здесь, сложно. Эта задача должна решаться прежде всего, начиная с тех самых чиновников, которые по-прежнему живут далеко не так, как живет народ. Поэтому сказать народу, во что нам нужно верить и что должно быть нашей объединяющей идеей, чтобы мы любили друг друга, не сорили и так далее, как бы совершенно простые вещи, — наверное, люди, которые жили по правде все это время, в такой деятельности властей никоим образом не нуждаются. То, что, наверное, нужно делать, скромнее, без чиновничьего пафоса. Спорт ивные площадки хотят строить — пожалуйста, делайте. Хотите запрещать порнографию на телевидении — пожалуйста. Если вы готовы поддерживать творческую интеллигенцию, ученых — делайте. Все само собой образуется, и никаких кодексов не нужно».


Непонятно, как можно будет отличить «Нравственный кодекс петербуржца» от кодекса москвича или жителя Ленинградской области, об объединении с которой идет речь, — говорит Никита Ломагин, который также предполагает, что полезнее было бы, наконец, дать горожанам возможность раздельного сбора мусора.


XS
SM
MD
LG