Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие телеобозреватель Радио Свобода Анна Качкаева.
Дмитрий Волчек: Наша рубрика «Телерейтинг» будет сегодня необычной, поскольку мы поговорим только об одной программе, да к тому же не вышедшей в эфир, точнее, показанной 28 июня для телезрителей на Дальнем Востоке. Журналистское расследование Андрея Лошака «Теперь здесь офис», посвященное сносу якобы аварийных домов в исторической части Москвы и Петербурга, появилось в Интернете и сразу стало хитом, его посмотрели десятки тысяч человек, в том числе и мы с телеобозревателем Анной Качкаевой. Анна, добрый вечер. Наверное, нужно сказать, что совершенно неудивительно, что все смотрят этот фильм, сделан он действительно интересно, и что там, просто великолепная журналистская работа. Какие у вас впечатления?
Анна Качкаева: Вы абсолютно правы, это действительно работа, о которой имеет смысл говорить, которую имеет смысл смотреть, которая сделана виртуозно, без назидания, пафосности, с сравнительными историями, очень внятными героями, замечательно и тонко наблюдающим автором, который ничего не педалирует и поэтому видишь все, что видишь. И ужас людей искренних, интеллигентных, милых, которых выжимают из старых насиженных, практически дворянских мест и торжествующего хама. Вообще работа выходит на ассоциации, метафоры с хорошей русской литературой. Есть все, представлен весь набор персонажей - и наши так называемые звезды шоу-бизнеса, которые как бы красиво в навороченных рюшках московского ресторана «Турандот» с удовольствием пожирают русскую еду и явно ценят эту красоту больше, чем историю и древность седую. Все эти девелоперы, которые, опять же кичась и лоснясь от собственного благополучия, на высоких крышах на маленькой Остоженке рассказывают о том, как прекрасно, что они здесь поставили стеклянные стаканы с железными решетками. Милейшие, хорошо говорящие старушки московские и художники, в глазах которых боль. Погибшие собаки и кошки, потому что когда людей выселяют из таких домов, приезжают ОМОН, «скорая помощь» и кинологи. В общем весь набор, про который все в крупных мегаполисах знают, но не рисковали до последнего времени говорить, не обращали на это внимания всерьез. И вот Андрей Лошак все это снял и настолько визуально, внятно и ярко показал, что пройти мимо этого фильма в принципе невозможно. Не говоря о том, что он выводит на более широкие обобщения о времени, о состоянии, о людях, об отношении к себе и к истории
Не говоря о том, что там потрясающие иностранцы. И я думаю, это тоже одна из причин, по которой на фильм смотрят косо, британцы, которые организовали общество помощи и противятся сносу исторических памятников. Именно они встречаются с этими русскими олигархами от недвижимости, и они пытаются задавать неприятные вопросы. Именно они приезжают к этим старушкам в центре Москвы как журналисты, чтобы рассказать об этом безобразии.
И вот это торжество, слияние власти и людей, которые получают эти куски дорогой земли, не видят разницы между реконструкцией и реставрацией, я думаю, и стало серьезным основанием для того, чтобы руководства компаний подумали о юридических проблемах, которые могут возникнуть. Потому что эти люди не скрывали своих лиц, они очень определенно говорили и кичились тем, как они работают и как много они зарабатывают. Но кино, видимо, получилось для них таким, что даже они с не очень тонкой душевной организацией понимают, что это бьет по репутации.
И, конечно, одна из ключевых фраз фильма, замечательный художник, выселенный в результате из центра Москвы, где жили четыре поколения его предков, он инсталляцию сделал где-то на окраине в собственной картине в высотке, потому что не смог больше бороться с вот этими персонажами выселяющими всех. Он сказал на вопрос Андрея: а собственно, кто эти люди, что это? Ну вот на «Мерседесах», в машинах, благополучные. Не поймешь, то ли чиновники, то ли предприниматели. А чем, говорит, их внешнее отличие? И он, печально улыбаясь в кадр, говорит: да, собственно, ни в чем. И это, конечно же, диагноз, который вряд ли понравится и тем, кто строит в центре Москвы, и тем, кто им разрешает строить, и тем, кто пытается заставить всех сопротивляющихся заткнуться, иного слова я не подберу. Так же выглядит и Петербург. Но там хотя бы мэрия попыталась прислушаться к общественному движению, когда заявили о том, что сто домов снесено. В Москве Андрею Лошаку встретиться с господином Ресиным не удалось, о чем он, собственно, тоже говорит в фильме. Но главное в этой картине, что за последнее время это одна из серьезнейших работ абсолютно общественного, социального и человеческого звучания, без всякой политики, без всякого морализаторство, без всякого пафоса - это просто очень хорошая журналистская, качественная работа.
Дмитрий Волчек: Анна, история зашла слишком далеко, и фильм смотрят десятки тысяч человек и будут смотреть. Ваш прогноз, как вся эта история закончится?
Анна Качкаева: Дело в том, что уже нет большой необходимости показывать его в эфире. Вот ведь какая странная история с нынешним телевидением происходит, и она одна из самых ярких сейчас. Если раньше наша традиционная беда, когда у нас жители Дальнего Востока и Сибири были более информированы, чем жители Центральной части, по крайней мере, последнее 15-20 лет, когда уж если чего-то отменяли, на окраину показывали, а здесь вырубали. И это было до последнего времени и с некоторыми программами того же НТВ, и с репортажами Леонида Парфенова, еще нескольких людей. А теперь Интернет и сеть совершенно упразднили эту ситуацию с начальниками, с режимами и прочими вещами. То есть, смотрите, часть населения до Урала этот репортаж уже посмотрела на экране, а вся остальная, если она очень захочет, вполне может посмотреть, скачать в виртуальном магнитофон, в подкастах, в Youtube и так далее. Поэтому я даже не знаю, нужна ли эта фильму эфирная судьба, у него она теперь гораздо более яркая и очень современная. Ну а если его покажут, уже показывать надо, я бы сказала, с продолжением и уж точно с постскриптумом. Потому что после этого фильма нужно, чтобы некоторые люди отвечали на задаваемые вопросы.
Дмитрий Волчек: Я благодарю нашего телеобозревателя Анну Качкаеву и добавлю, что лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин призвал руководство НТВ показать телезрителям фильм Андрея Лошака.