Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие спортивный обозреватель Радио Свобода Олег Винокуров.
Андрей Шарый: Сегодня президент России Дмитрий Медведев провел встречу с членами национальной олимпийской команды, пожелал им успехов на открывающихся 8 августа в Пекине соревнованиях. Спортсмены подарили президенту майку с фамилией Медведев и чебурашку красного цвета, это символ команды на играх. Сегодня же во здравие спортсменов в Москве состоялся православный молебен. По оценкам экспертов, команда из 479 человек способна завоевать в 232 дисциплинах порядка 80 медалей, в том числе около 30 золотых, чего теоретически могло бы хватить для первого места в командном зачете. Другие эксперты оценивают потенциал российской команды скромнее.
Я побеседовал со спортивным обозревателем Радио Свобода Олегом Винокуровым.
Олег Винокуров: Оценки экспертов примерно сходятся, примерно равны. Ответственные люди и возглавляющий Олимпийский комитет Леонид Тягачев и другие, реально оценивающие состояние дел функционеры считают, что сборной России, в общем, не по силам бороться за победу в общекомандном зачете с командой США, например. С Китаем вроде бы кто-то говорит, что тоже проблематично, кто-то говорит, что можно. Но в целом ведь расклад сил очевиден. Три спортивные супердержавы есть - США, Россия и Китай. США действительно всем кажутся посильнее, но как конкретно распределятся между ними медали, это конечно детали. Ведь выступление на предыдущей Олимпиаде тоже было для россиян достаточно успешным, третье место по золотым медалям и второе по общему количеству. Я думаю, здесь место в тройке тоже гарантировано.
Андрей Шарый: Какие виды спорта из тех, которые традиционно в Советском Союзе, в новой России развивались и считаются национальными, тем не менее, еще требуют значительной доработки? Скажем, легкая атлетика и плаванье, два таких медальных самых, может быть, престижных олимпийских видов спорта. Какова тут ситуация?
Олег Винокуров: Мы же когда берем в качестве примера ведущую в обоих этих видах спорта в мире державу сборную США. Мы понимаем, что на самом деле олимпийские достижения, как таковые, я не скажу, что они стоят на втором плане, но в любом случае, они не являются самоцелью развития этих видов спорта. Олимпийские медали приходят сами собой, потому что эти виды спорта активно развиваются в стране, в каждой средней школе США есть бассейн, а в каждом колледже, не говоря уж про университеты и прочее, есть легкоатлетический стадион. Принципы отбора, например, сборной США, как по плаванию, так и по легкой атлетике, они исключительно спортивные. Там проводятся специальные состязания, отбираются спортсмены, лучшие в этот момент и в этот день. Поэтому сборные США каждый раз не досчитываются каких-то выдающихся спортсменов. Бывает неудачный день, человек проиграл, допустим, не попал на Олимпиаду. По сути, можно предположить, что сборная ослабляется перед олимпийскими играми. Можно конкретные примеры проводить и в легкой атлетике. Или не будет нескольких чемпионов мира прошлогодних и олимпийских чемпионов Афин. Всех волнует просто развитие этих видов спорта в стране.
У России же иной подход. Мы знаем это по замене в сборной по легкой атлетике, опять-таки, в прыжках в высоту, когда Сильнов не смог на Чемпионате России завоевать путевку, но после этого показал хороший результат и его сразу включили, нарушив, так сказать, спортивный принцип, заменив им того, кто действительно в честной борьбе добился этой путевки. Потому что у всех в голове в первую очередь завоевать лишнюю олимпийскую медаль или просто повысить шансы. А так сказать чисто спортивный принцип уже никого не интересует. Что здесь первопричина? Развитие этого спорта, как такового в стране, тогда, конечно, надо очень много думать про легкую атлетику в России. А если думать только про медали, на так что, есть Исинбаева, сколько она будет выступать, столько и будет медалей.
Андрей Шарый: Вы упомянули о трех спортивных сверхдержавах, которые будут состязаться на этих олимпийских играх. Две из них, по крайней мере, демонстрируют абсолютно диаметрально противоположный способ подготовки спорта и системы организации спорта. С одной стороны, это Соединенные Штаты, о чем вы сейчас в частности сказали. Добавлю только, что одна из главных опор американского спорта - и профессионального, и любительского - это студенческий спорт. Другая модель - это Китай, это идеологически такое государственное обеспечение системы подготовки чемпионов. Россия, к какой модели, на ваш взгляд, больше склоняется по развитию вообще спорта как такового?
Олег Винокуров: Мы вообще в последнее время много говорим о том, что многие процессы, так сказать, пошли вспять. К спорту, видимо, такое предположение тоже применимо. Действительно в момент перестройки, после развала Советского Союза и в момент всех таких потрясений конечно спорт тоже очень сильно пострадал, многое было утеряно, утрачено, развалено. Сейчас государство все активнее и активнее включается в процессы руководства спортом. Возможно, это хорошо, хотят тут все-таки совмещается. Мы знаем, что есть такое понятие, как олигархический что ли спорт. Во многих видах спорта именно идет развитие благодаря личному участию богатых и заинтересованных людей. Вместе с тем в ряде других видов спорта и государство тоже активно все больше и больше усиливает свое влияние, которое было утрачено в 90-е годы. Здесь идет некое совмещение, но насколько оно удачное, судить трудно, но все-таки надо признать, что спорт, как никак, но развивается и это уже хорошо.
Андрей Шарый: Обычно такие крупные соревнования в последние годы в России сопровождаются усиленной патриотической кампанией. Не хотелось бы мне слово "истерика" тут применять, но бывали и такие проявления, скажем, на минувших олимпиадах, когда говорили о заговоре против России, когда чрезмерно оценивали достижения российских спортсменов. Есть ли основания полагать, что сейчас повторится то же самое?
Олег Винокуров: Это не зависит действительно от политической, геополитической ситуации. Все лежит в области психологии. Людям свойственно объяснять свои поражения и неудачи или какие-то просто неожиданные результаты какими-то внешними факторами. Но думаю, что никуда мы не денемся от этого. Так или иначе, все равно эта тема будет всплывать. Олимпиада для этого как раз очень много дает поводов, потому что там много видов спорта, таких, субъективных, где все зависит именно от оценок судей. Менталитет же не меняется от Олимпиады к Олимпиаде.
Андрей Шарый: Какая-то не очень понятная ситуация возникла вокруг фигуры знаменосца олимпийской сборной. Вроде бы сообщали о том, что Андрей Кириленко, капитан баскетбольной сборной, понесет флаг России на церемонии открытия олимпийских игр, потом вроде как бы это все еще не решили. Вам известны детали?
Олег Винокуров: Эта ситуация не нова. В прошлом тоже такие разгорались страсти вокруг кандидатур знаменосцев на летних играх и на зимних. Фигура знаменосца при всем желании не может быть знаковой. Да, приятная, почетная обязанность, но придавать этому какое-то особое значение как-то глупо, на мой взгляд. Суждения вот эти проходят, подключается общественность, чуть ли не голосование, причем многие факты даже не учитываются. Знаменосцем может быть не каждый спортсмен, а только тот, который будет ко дню открытия присутствовать на Олимпиаде. Допустим, Елена Исинбаева, которую все прочили в знаменосцы в какой-то момент, она в принципе физически не могла выполнить эту роль, потому что ее не будет просто в то время в Пекине.