В понедельник премьер-министр России Владимир Путин сделал несколько решительных заявлений о необходимости продолжать антитеррористическую деятельность. «Опасность экстремизма велика, сделано немало, однако нужно продолжать», заявил Путин. Этот выбор поддерживают многие россиян. По данным последнего опроса аналитического центра Юрия Левады, 9% россиян считают, что реальная власть в стране находится в руках президента Дмитрия Медведева. А вот число тех, кто уверен, что власть принадлежит Владимиру Путину, в четыре раза больше - 36 %. 47% полагают, что власть делится поровну между обоими политиками. Это исследование в интервью Радио Свобода комментирует заведующий отделом социально-политических исследований Левада-центра Борис Дубин:
- Ожидаемый с одной стороны характер результатов, а с другой стороны, именно этой ожидаемостью, неизменностью эти результаты и интересны. Что тут получается? Ситуация двойственности, которая сложилась еще в конце прошлого года вокруг двух основных политических игроков, Путина и Медведева, продолжает существовать. Она сохраняется, она поддерживается в массовом сознании, массовое сознание адаптируется к этому. Кому реально принадлежит власть, каким образом осуществляется разделение властей, как они взаимодействуют - все это для массового сознания совершенно непонятно. Единственное, что может в этом смысле обычный человек, он может привыкать к ситуации. Если бы было внутреннее противоречие между этими фигурами, то, скорее всего, мы бы не получили таких ответов, что Медведев в основном проводит политику Путина, 31% считает, что он в точности продолжает его линию, четыре пятых уверены, что, будь то Медведев, будь то Путин, политику они ведут одну.
- Получается, что людям фактически все равно, кто стоит у власти, Путин или Медведев?
- Похоже, что так. В этом смысле они выражают, прежде всего, среди всех действующих политиков доверие именно Путину. Следом за ним идет Медведев, в общем, со значимыми различиями. Но, тем не менее, как бы эти две фигуры не образуют тандема, потому что действительно для массового сознания непонятно, каким образом соотносится реальная власть того и другого. Но в принципе это не волнует большую часть населения, поскольку тот порядок, который сложился, все-таки большую часть населения устраивает.
Есть отдельные фракции в политическом классе, в образованном сообществе, которым кажется, что Медведев более либерален, более ориентирован на реформы. Но я не думаю, что это отвечает каким-то реальным политическим силам, действующим сегодня на сцене. Это все-таки, скорее, надежда, ожидания некоторых фракций в более продвинутых группах.
- Может быть, даже можно назвать это иллюзиями?
- Наверное, иллюзии. Они, вообще говоря, сопровождают появление каждого нового правителя в России, по крайней мере, так оно было и с Путиным.
- Значительно уменьшилось число тех, кто считает, что власть находится в руках Дмитрия Медведева. Почему?
- Во-первых, масса людей с самого начала думала, что основная власть все-таки будет принадлежать Путину и в этом смысле как бы получает подтверждения своих ожиданий. Медведев не выглядит активным, волевым, последовательным лидером, явно не является той единственной фигурой, которая определяет политическое поле. А с точки зрения большинства населения, таких фигур, вообще говоря, не может быть две, она может быть только одна.
- Как вы полагаете, со временем может эта ситуация измениться?
- Это зависит от основных действующих лиц. Я не думаю, что это в интересах всех политических игроков. Их собственные амбиции - это их собственное дело, а что касается большинства населения, которое смотрит на эту политическую сцену, похоже, что зрители не заинтересованы в решительном изменении расстановки фигур на сцене.
- Исходя из этого исследования, что можно сказать о тенденциях в общественном сознании страны на данный момент?
- Все-таки соединяется чувство относительной удовлетворенности сложившейся ситуацией с известным равнодушием и незаинтересованностью в том, что происходит на верхах. Иначе говоря, до тех пор, пока оттуда не идет тревожных сигналов, для большинства людей нет особого интереса в том, чтобы следить в подробностях за движением политических фигур.
- Как вы оцениваете эти тенденции?
- Нормально-рутинно-застойные. С одной стороны, они не обещают всплесков ни на политической сцене, ни в зрительном зале, но, с другой стороны, конечно, ни о каких сколько-нибудь серьезных трансформациях, переменах, реформах тут не может идти речь. Ключевыми словами являются «порядок», «спокойствие» и «привычность» сложившегося устройства.