Ссылки для упрощенного доступа

Главный редактор "Ингушетии.ру" намерена просить политического убежища за пределами России


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Кирилл Кобрин : Покинувшая две недели назад Россию главный редактор оппозиционного сайта «Ингушетия.ру» Роза Мальсагова находится в одной из европейских стран и собирается просить там политическое убежище. Сообщил ее адвокат Калой Ахильгов. Против Мальсаговой возбуждено уголовное дело за экстремистскую деятельность. Сайт «Ингушетия.ру» критикует власти Ингушетии и ее президента Мурада Зязикова. Интернет-издание даже организовало сбор подписей за возвращение на пост главы республики Руслана Аушева - в Москву отправили более 80 тысяч заполненных бланков. Рассказывает наш корреспондент Любовь Чижова.



Любовь Чижова : Заместитель главного редактора оппозиционного сайта «Ингушетия.ру» Руслан Хаутиев рассказывает, что против его коллеги Розы Мальсаговой возбуждено сразу несколько уголовных дел за распространение экстремистских материалов. Кроме того, ей и ее троим детям угрожали сначала в Назрани, а потом и в Москве, куда переехала Роза.



Руслан Хаутиев : Ей звонили, угрожали ее детям. У нее трое несовершеннолетних детей. Она сама часто жаловалась, что звонят с угрозами. В Назрани ворвались и избили ее неизвестные лица в масках. Она попала в больницу, пролежала где-то 3-4 часа, вернулась и приехала в Москву. Она же поэтому переселилась в Москву на квартиру.



Любовь Чижова : Получается, что и в Москве она не чувствовала себя в безопасности?



Руслан Хаутиев : И в Москве не чувствовала. В Москве были угрозы, звонки, повестки, вызывали ее в Назрань. В Назрань ехать небезопасно. Она знает, что в Назрани тоже повторится, что могут убить, она говорила. Потом пришел какой-то документ - мы высылаем конвой за вами. Угрозы серьезные были. Она часто жаловалась.



Любовь Чижова : Я бы хотела с вами поговорить об истории, которая развивается в Ингушетии - это сбор подписей за возвращение Руслана Аушева. Ваш сайт какое имеет отношение к этому сбору подписей?



Руслан Хаутиев : Мы освещали эту ситуацию. На сайте были вывешены для скачивания бланки подписных листов. В принципе, сайт сопровождал информационно все это. Я сам присутствовал при сдаче этих подписей тоже.



Любовь Чижова : В избиркоме Ингушетии заявляют, что сбор этих подписей не имеет никакой юридической силы. На что вы надеетесь, когда их собираете?



Руслан Хаутиев : Мы надеемся, что, во-первых, администрация президента, наверное, будет проверять - подписывали или нет. Когда они убедятся, что все-таки реально люди подписывали, учитывая, что 160 тысяч человек у нас имеют избирательное право, то есть достигли 18 лет в Ингушетии. А 80 тысяч - это получается, что 50 процентов избирателей Ингушетии просят вернуть Руслана Аушева и отстранить от должности Мурада Зязикова. Вот какая-то реакция... А какие другие методы оставили населению, когда они не могут ни митинг провести (их разгоняют), не могут избрать себе руководителя республики, потому что сейчас назначаемы главы субъектов.



Любовь Чижова : Руслан, основные претензии оппозиции к Мураду Зязиков?



Руслан Хаутиев : Самое страшное - расцвет коррупции, полная оторванность чиновничества и Зязикова от жизни народа, гражданская война, по сути, в Ингушетии идет, убивают милиционеров, нищета, 85 процентов безработных. Полная нищета населения на фоне богатых особняков, на фоне быстрого богатения группы чиновничества.



Любовь Чижова : А чем Руслан Аушев лучше, чем Мурад Зязиков?



Руслан Хаутиев : Руслан Аушев правил где-то 9-10 лет. И за это время реально в Ингушетии хоть что-то появилось - строились какие-то заводы, кондитерская фабрика, полиграфкомбинат, появилась администрация президента, здание парламента, правительства. Люди видели, что что-то появляется, какая-то идея была, вдохновение было.



Любовь Чижова : Говорил заместитель главного редактора сайта «Ингушетия.ру» Руслан Хаутиев. Власти Ингушетии крайне негативно отзываются об акции по сбору подписей за возвращение в республику Руслана Аушева. Глава избирательной комиссии Ингушетии назвал ее «полнейшим бредом и чистой воды провокацией». Почему же 80 тысяч жителей республики просят вернуть им Руслана Аушева? Рассуждает ингушский правозащитник Асланбек Апаев.



Асланбек Апаев : Если он вернется, и теоретически, и практически изменения будут 100-процентные. Это такой человек. Он не будет церемониться ни с одной из силовых структур. Он не позволяет делать беспределы. Мы это уже раньше видели на деле, когда начиналась война в Чечне. Это все практика показала, что может Руслан Аушев. На самом деле, действительно, он имеет большой авторитет не только в Ингушетии, но и в Чечне, частично в Осетии, Кабарде. Изменится. Ситуация изменится. Подавляющее большинство людей за то, чтобы он вернулся в Ингушетию.



Любовь Чижова : Как он изменит эту ситуацию? Почему у Зязикова не получается, а у Аушева получится?



Асланбек Апаев : Зязиков - ставленник Путина. А Аушев не будет ни с одним из них церемониться, вот и вся разница. Зязиков просто молчит, мне так кажется, потому что Москва говорит - молчать, как практика показывает.



Любовь Чижова : Как вы думаете, кто виновник всех этих беспорядков, которые уже не первый год происходят в Ингушетии?



Асланбек Апаев : Кремль. Это непосредственно идет из Кремля.



Любовь Чижова : Это было мнение правозащитника Асланбека Апаева. Руководитель центра политических исследований Алексей Мухин считает, что отъезд Розы Мальсаговой за границу и история со сбором подписей за возвращение в Ингушетию Руслана Аушева напрямую связаны.



Алексей Мухин : Совершенно очевидно, что и российские спецслужбы, и руководство Ингушетии, и отчасти люди, профильные чиновники в Кремле понимают, что имеют дело с глобальной кампаний по дискредитации ингушского руководства с целью дестабилизации обстановки в регионе. В этой связи предпринимают, как им кажется, адекватные меры.


В связи с тем, что руководитель сайта "Ингушетия.ру" покинула страну, в принципе, это вполне предсказуемо, исходя из той нервной обстановки, которая сейчас складывается в регионе. Конечно, все это происходит на фоне попытки государственного переворота. Потому что подача таких заявлений вполне может быть интерпретирована именно так, как попытка оказания давления на федеральные власти с целью свержения, скажем так, используя риторику оппозиционеров, режима Зязикова.


Зязиков, действительно, и в Кремле это признают, не вполне контролирует ситуацию в республике, хотя сам неоднократно заявляет об обратном. Но насколько мне известно, методика Владимира Путина о том, чтобы не принимать решения под давлением извне, она была воспринята на вооружение Дмитрием Медведевым. Поэтому в ближайшее время едва ли будут успешными любые попытки продвинуть Руслана Аушева на пост руководителя главы республики. Более того, это может иметь для него довольно катастрофические в политическом смысле последствия. Дело в том, что Руслан Аушев действительно влиятельный и авторитетный среди ингушского народа человек, но, тем не менее, факт остается фактом - давление не федеральную власть присутствует. Федеральная власть всегда с неудовольствием относилась к такого рода попыткам. Скорее всего, будет назначен третий человек, которого мы с вами просто не знаем.



Любовь Чижова : А как вы думаете, если бы Руслан Аушев все-таки вернулся на пост главы Ингушетии, он бы смог как-то изменить ситуацию в республике?



Алексей Мухин : Я боюсь, что мы в данной ситуации столкнемся с созданием еще одного феодального государства на территории Северного Кавказа. Руслан Аушев - это фигура самодостаточная, суперавторитетная в регионе. Безусловно, большая часть групп влияния будет подстроена под него. Едва ли Кремль сейчас готов на введение такого персонального сильного, суперсильного персонального элемента в регион. Но, тем не менее, в качестве антикризисной меры вполне такое возможно. Сейчас же властями активно демонстрируется то, что никакого кризиса управленческого в Ингушетии нет, несмотря на попытки боевиков дестабилизировать обстановку с помощью террористических актов в отношении представителей правоохранительных органов. Поэтому я все-таки склоняюсь к тому, что Кремль в значительной степени склонен заморозить ситуацию.



Любовь Чижова : Рассказывал политолог Алексей Мухин. Власти Ингушетии добиваются закрытия сайта «Ингушетия.ру». Издание же продолжает активно критиковать деятельность Мурада Зязикова. Скорее всего, Роза Мальсагова продолжит свою работу на посту главного редактора сайта из-за границы.



XS
SM
MD
LG