Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шароградский.
Кирилл Кобрин: В Пекине практически уже завершается церемония открытия Олимпийских игр. Торжественная церемония открытия Олимпийских игр в Пекине подходит к концу. Рядом со мной в студии вновь мой коллега Андрей Шароградский. Итак, мы вместе с Андреем сейчас смотрим, как проходят по олимпийскому стадиону сборные, обсуждаем церемонию открытия начинающиеся игры, все что сопутствует этому очень важному и интересному событию.
Андрей, церемония подходит к концу. Как бы вы ее оценили, описали?
Андрей Шароградский: Знаете, по-моему, церемония очень красивая, очень успешная. Я думаю, что следует похвалить за работу китайского кинорежиссера Джана Имоу, главного режиссера этой церемонии, который специально приостановил съемки своих фильмов, какие-то свои проекты ради того, чтобы поставить ее. Я должен сказать, что, конечно, особенно, первая ее часть, посвященная истории китайской цивилизации, она была невероятно красивой, очень интересной, с какими-то очень любопытными поворотами. Мне показалось, что это был настоящий праздник.
Кирилл Кобрин: Своего рода, призападная презентация восточной культуры.
Андрей Шароградский: Да, да, да. Действительно, для зрителя, для тех, кто не является китайцем, это была такая очень яркая церемония. Все было в целом понятно, хотя, в общем-то, как мы говорили о внутреннем потреблении, подчеркивании исключительности китайской нации. Это тоже прозвучало. Это хороший месседж с точки зрения организаторов Олимпиады для китайцев, для внутреннего потребления.
Кирилл Кобрин: Китайским властям пришлось преодолеть довольно много всевозможных препятствий на пути к этому сегодняшнему триумфу. Дальше уже будут игры. Непонятно, чем они закончатся. Кто выиграет в командном составе и так далее. Это и политические многочисленные проблемы, и экологические проблемы, связанные с особенностью расположения Пекина. В чем там проблема?
Андрей Шароградский: Многие обращают внимания на то, какой смог в Пекине в эти дни. Мы говорим о том, что на телекартинке часто мы видим корреспондента, и за ним стадион еле виден, хотя он находится недалеко. Здесь важно подчеркнуть и климатические особенности расположения Пекина. Потому что он с севера и запада, пусть и не высокими, но горами. Они задерживают воздушные массы, которые несут влажный воздух. Все это создает очень сильную влажность. Температура в августе высокая. Я думаю, во многом с этим связана такая погода, которая сейчас наблюдается в Пекине, а не на 100 процентов со смогом. Это тоже надо иметь в виду, когда мы будем оценивать экологическую ситуацию. Думаю, что если бы несколько сот лет назад мы бы оказались на месте Пекина, то погода, может быть, сильно напоминала бы то, что мы наблюдаем сейчас.
Кирилл Кобрин: У людей, которые смотрят открытие Олимпиады или следили за тем, как готовилась Олимпиада, есть такое ощущение, что в Пекине есть только этот стадион, есть площадь Тяньаньмэнь, Запретный город. Вы провели там несколько лет. Насколько этот город красив? Как можно его оценить с этой точки зрения?
Андрей Шароградский: Я не отношусь к большим поклонникам архитектуры Пекина. Действительно, там есть совершенно уникальные места, прежде всего, Запретный город, который вы упомянули. Но даже часто исторические места несколько… Там очень трудно почувствовать дух исторический. Потому что огромное количество каких-то лавок сувенирных. Часто просто даже асфальтированная дорожка портит вид. Ты не чувствуешь, что ты находишься в месте, которое обладает глубокой историей. Поэтому прежде чем идти в Запретный город, может быть, стоит пересмотреть фильм Бернарда Бертолуччи «Последний император».
А вообще самые интересные места, на мой взгляд, в Китае – это, когда ты отправляешься на природу, какие-то природные ландшафты. И, конечно, самое впечатляющее из рукотворных памятников – это, безусловно, Великая Китайская стена. Даже в ее отремонтированной части, когда ты встаешь на нее и видишь, как она по горам уходит куда-то за горизонт, это, конечно, необыкновенное впечатление. Тем, кто сейчас приехал в Пекин, я уверен, всем удастся побывать там. Потому что это всего несколько десятков километров от Пекина.
Кирилл Кобрин: Насколько я понимаю, это не только Пекин. Там другие города, в которых проходит Олимпиада.
Андрей Шароградский: Да. Она проходит еще в нескольких городах. В Шеньяне, Шанхае, Циньхуандао, Тяньцзинь пройдут соревнования по футболу. В городе Циндао там будут проходить состязания парусного спорта. Не знаю, почему, но выездка и полевые испытания будут проходить в Гонконге. Почему так далеко? Я, конечно, понимаю, что широкая география.
Кирилл Кобрин: Гонконг не очень большое место.
Андрей Шароградский: Да. Но вот выездка будет именно в Гонконге.
Кирилл Кобрин: Посмотрим, как это кончится. Вернемся к проблеме политизации и политике спорта. Насколько я понимаю, эти проблемы продолжаются. Сейчас с началом войны в Южной Осетии, если так можно сказать, в кулуарах Олимпиады, сообщает CNN , проходит встреча Владимира Путина и Джорджа Буша. Они обсуждают эту ситуацию – войну в Южной Осетии. А накануне Джордж Буш тоже подверг, насколько я понимаю, критике китайской власти.
Андрей Шароградский: Да, Джордж Буш открыто высказался о преследованиях диссидентов в Китае, вызвал очень сильное раздражение у Министерства иностранных дел Китая. Было серьезное ответное заявление, но я бы отметил при этом, что заявление было сделано в тот момент, когда Джордж Буш находился в Таиланде, до приезда. Вряд ли мы услышим что-то подобное во время его пребывания, хотя он собирается остаться еще, по-моему, на пару дней в Пекине, и даже присутствовать на матче баскетбольной сборной Соединенных Штатов. Там приехала очередная Дрим Тим, которая, правда, провалилась на предыдущей Олимпиаде. Американская команда заняла всего третье место. В этом году они полны решимости выиграть.
Но, вообще, я должен сказать, возвращаясь к главной теме сегодняшний выпусков – ситуация в Южной Осетии, я думаю, что, конечно, у китайского руководства есть серьезный повод для недовольства в адрес Михаила Саакашвили. Дело в том, что очень многие телеканалы сейчас вместо того, чтобы беспрерывно транслировать церемонию открытия Олимпиады или же давать какие-то сюжет, так или иначе, связанные с Олимпиадой, прерываются на сообщения о том, что сейчас происходит в Южной Осетии. Конечно же, китайцам, так долго готовившимся к этой Олимпиаде, очень хотелось, чтобы только об Олимпиаде в этот день хотя бы думал мир, но этого не произошло. Конечно, было очень много других событий, связанных с тем, которые испортили настроение организаторам.
Кирилл Кобрин: Прежде всего, это Тибет.
Андрей Шароградский: Да. Прежде всего, конечно, это Тибет.
Кирилл Кобрин: Сегодня были протесты.
Андрей Шароградский : Это недавнее нападение на полицейский участок в Кашгаре. Это связано, видимо, с сепаратистским движением в этом районе, населенном преимущественно мусульманами. Конечно же, то, в чем невозможно обвинять китайское руководство – это недавнее землетрясение в Сычуани накануне Игр. Это, конечно, трагическое событие, которое наложило тоже в определенной степени свой отпечаток.
Кирилл Кобрин : Спасибо, Андрей!