Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода во Владикавказе Олег Кусов.
Сергей Тарасов: Сегодня в Северной и Южной Осетии - третий день национального траура. На территорию Северной Осетии по-прежнему прибывают беженцы, но их количество заметно сократилось. Более того, многие беженцы пытаются вернуться домой, чтобы ускорить процесс восстановления Южной Осетии. С места событий - репортаж корреспондента Радио Свобода Олега Кусова.
Олег Кусов: Югоосетины переживают за последние 17 лет второй массовый исход из своей республики в результате вооруженного конфликта. Зимой 1991 года беженцы были вынуждены покинуть Цхинвали после того, как в город вошли вооруженные формирования Звиада Гамсахурдиа. Сегодня среди югоосетинских беженцев немало тех, кто пострадал от так называемых "звиадистов". Я поговорил с жителями Южной Осетии, нашедшими временный приют в пансионате "Алагир":
- С 1991 года там же нет уже жизни.
Роза: Фактически выживание.
Олег Кусов: Почему на долю осетин столько выпало? Та война, эта война, Беслан...
Роза: Не знаю. Такие жуткие вещи делают. Для чего это, я не знаю. Дети, старики, вспоминать уже даже не хочется. Даже представляла, что там грузины появятся.
Олег Кусов: Это была жительница Цхинвали Роза. Семья Риты Цхавребовой среди тех, кто столкнулся впервые с бедой еще 17 лет назад.
Рита Цхавребова: У меня тогда отца убили. А сейчас брат - тоже не известно, жив или мертв, и муж тоже так.
Олег Кусов: После той войны тоже дом пострадал, наверное?
Рита Цхавребова: Пострадал, мы все сделали. А сейчас опять сожгли, ничего не осталось там.
Олег Кусов: Не просто было наладить югоосетинам жизнь после событий 1990-х годов. Но люди самостоятельно восстанавливали дома, надеясь на мирную жизнь. Теперь они вновь потеряли дома, но не надежду на возвращение. Об этом мне сказал Василий Маметов.
Василий Маметов: Я хочу домой вернуться. Не знаю, дом еще цел или нет. Все равно хочу туда, домой.
Олег Кусов: Будете сами дом восстанавливать?
Василий Маметов: Конечно, если помогут... Работы нет, ни пенсий, ничего.
Олег Кусов: Жительница североосетинского города Алагир Марина приютила у себя родственников из Цхинвали.
Марина: Город полностью разрушен. Там вообще уже ничего не осталось. Они и здесь не хотят оставаться, а туда идти куда - ни школы, ничего не работает. Они до сих пор боятся, что они поедут - и опять начнут стрелять. Они и здесь не хотят, потому что дядя у них там, бабушка там, дедушка, они не хотят уезжать из домов. Так что это вообще ужасно.
Олег Кусов: В целом какие у людей планы?
Марина: Люди хотят вернуться в свои места. Хотя им предлагают и в Краснодар, и в Майкоп, но они по-прежнему стремятся домой. Хотя и боятся, но что делать.
Олег Кусов: По данным МЧС Северной Осетии, с каждым днем увеличивается число югоосетин, вернувшихся в свои населенные пункты.