Столичные власти готовы уступить в споре с жителями Южного Бутова. В минувшую субботу в Москве состоялся очередной митинг протеста против неправосудных, по мнению домовладельцев, решений по выселению. В тот же день чиновники заявили о готовности выполнить требования бутовцев о выделении на территории того же поселка равнозначных земельных участков. Почти за месяц до этого был уничтожен дом семьи Аллы Сергеевой, операция сопровождалась отрядом милиции в 200 человек и судебными приставами. Именно после этого в начале августа бутовцы организовали блокаду стройплощадки. Глава управы «Южное Бутово» обещал провести переговоры с префектом округа, и 16 августа они состоялись.
Лидер инициативной группы жителей Бутова Владимир Жирнов объяснил происходящее просто: власти стали относиться к закону так же, как жители: «Мы не нарушаем законы, власти - нарушают. Власти уже сейчас приступили к разработке проектно-сметной документации для застройки в микрорайонах 5 и 5А на территории поселка Бутово. Там речь идет о строительстве индивидуального жилья».
Руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин в тот же день заявил, что ситуация нормализуется, и власти идут на уступки. Впрочем, до победы еще далеко, говорит Владимир Жирнов: «Вопрос другой - получим мы эти площади или нет? Это следующий этап, так сказать. Но власти сейчас реально приступают к этому процессу».
На митинге бутовцы рассказали о том, как их запугивали, поджигая дома. Последний поджог произошел 4 августа, в дом пожилых сестер Ивановых неизвестные забросили горючую смесь, разбив окно. Факт поджога зафиксирован дознавателем, пожарные спасли дом. Всего за два года таким образом было уничтожено 10 домов. Впрочем, сегодня Владимир Жирнов предпочитает вспоминать об общественной поддержке: «Депутат Госдумы Галина Петровна Хованская, которая сама мне позвонила. Далее – Никитин, депутат городской Думы от фракции СПС, Митрохин от фракции «Яблоко». На первом этапе главенствующую роль сыграло присутствие Кучерены и Сванидзе. Лебедев приехал, когда произошло столкновение с ОМОНом. Эти люди оказали очень большую финансовую и юридическую поддержку».
Владелец «Национальной резервной корпорации» Александр Лебедев так отреагировал на новость о победе бутовских домовладельцев: «Это было бы здорово. Это был бы революционный шаг во взаимодействии граждан с властями через общественную поддержку. Власти до этого, конечно, только коммерческой застройкой занимались, плевать им было на людей. Ну, посмотрим, что теперь будет».
Действительно, столичные власти изменили отношение к бутовцам довольно неожиданно. Возможно, им стало понятно, что домовладельцы не намерены отступать. За эти два года даже представители милиции, присутствовавшие при процедурах сноса и выселения, прониклись уважением к непреклонным гражданам, считает Владимир Жирнов: «Сотрудники милиции говорят: “Ребята, стойте, добивайтесь своего. Будь мы на вашем месте, мы бы действовали точно так же”. А когда они в первый раз сюда пришли, они были очень суровы с нами в разговорах. И даже руководители строительных организаций в приватных беседах со мной говорят: “Стойте до конца, добивайтесь того, что положено”. Вот это и есть общественное мнение».
Получается, что в глубине души все были на стороне домовладельцев. Но кто же был против них? Владимир Жирнов, ожидающий подписания соглашения, предпочитает не отвечать на такие вопросы. Зато ответ есть у Александра Лебедева: «Понятно кто – это крупные застройщики, которые строят элитное многоэтажное жилье. Это определенное звено городского управления, которое считает своей главной задачей коммерческое строительство».
Давний оппонент московского мэра Лебедев вспоминает о своем опыте общения с московской милицией, когда для жительницы Бутова Юлии Прокофьевой он привез сборный домик: «500 долларов за квадратный метр и собирается за 24 часа. Можно так спланировать малоэтажную застройку, что будет больше квадратных метров, чем при многоэтажной, и будет это в 4-5 раз дешевле. Ко мне никогда не обратятся эти власти, ну, что вы. Даже милиция местная, когда я этот дом вез, они же его арестовали в 4 часа ночи. Я его снял со стройки в Подмосковье и повез Прокофьевой, хотел за ночь поставить. Но они с краном меня не пустили, все перегородили, а рабочих запугали уголовными делами».
Владимир Жирнов полагает, что теперь можно всерьез говорить о силе общественной поддержки. Митинги, пресс-конференции, поддержка в СМИ, депутатские запросы, обращения в Генеральную прокуратуру, в Госдуму, к президенту – все это оказалось не зря: «Простые люди, граждане обрели вдруг очень и очень много друзей. У нас общество оказалось здоровым. И жители поселка Бутово повели себя мудро, они ни одного противоправного акта не совершили за эти 3,5 года».
Есть и еще одно объяснение неожиданному прогрессу в решении бутовского дела – снижение темпов строительства жилья в столице. За шесть месяцев 2008 года построено вдвое меньше жилья, чем за шесть месяцев 2007-го. Владимир Ресин признался, что невыполнение планов связано и с противостоянием в поселке Бутово.