Ссылки для упрощенного доступа

Новое уголовное преследование за критику милиции и ФСБ в интернете


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Евгения Назарец : Новое уголовное преследование за критику милиции и ФСБ в интернете. Правоохранительные органы Кемеровской области обвиняют лидера местной организации «Оборона» Дмитрия Соловьева в разжигании социальной ненависти и вражды. Это дело как две капли воды похоже на историю сыктывкарского блогера Саввы Терентьева, которого за призыв «вешать неверных ментов» признали виновным в разжигании ненависти к милиционерам и приговорили к одному году лишения свободы условно. Накануне Верховный суд Коми отклонил кассационную жалобу Терентьева и оставил приговор без изменений. Эксперты полагают, что цензура в российских СМИ и интернете будет усиливаться. С подробностями Любовь Чижова.



Любовь Чижова : Сыктывкарский блогер и музыкант Савва Терентьев, приговоренный к одному году лишения свободы условно за призыв «вешать неверных ментов» на городских площадях, признается, что жизнь его изменилась не слишком. Он также ведет свой пост и пишет музыку, только ходит в милицию отмечаться.



Савва Терентьев : Через неделю будем записывать новый диск, посвященный Егору Летову и группе "Гражданская оборона".



Любовь Чижова : Верховный суд Коми отклонил кассационную жалобу Саввы Терентьева. Адвокат блогера Владислав Коснырев намерен продолжать бороться за отмену обвинительного приговора.



Владислав Коснырев : Мы по-прежнему убеждены в том, что Савва Терентьев не виновен. Более того, я считаю, что своим решением Верховный суд республики Коми фактически подтвердил, что у нас критика представителей власти приравнивается к их цинизму и подлежит уголовному преследованию со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мы намерены направить жалобу в Европейский суд по правам человека, и параллельно мы будем обращаться с жалобами в порядке надзора - сначала в Верховный суд республики Коми, а затем в Верховный суд Российской Федерации.



Любовь Чижова : О деле кемеровского члена организации «Оборона» Дмитрия Соловьева которого также обвиняют в разжигании социальной ненависти к сотрудникам милиции и ФСБ, говорит координатор российского движения «Оборона» Олег Козловский.



Олег Козловский : Уголовное дело против Дмитрия Соловьева было возбуждено 11 августа Следственным комитетом при Кемеровской прокуратуре. Его ведет следователь по особо важным делам Шлегель Р.И. На следующий день, 12 августа, утром к Дмитрию явились следователи и сотрудники ФСБ и провели у него дома, а затем и на работе обыск. Так, собственно, он и узнал о том, что его обвиняют в возбуждении ненависти, вражды и унижении достоинства сотрудников милиции и сотрудников ФСБ.



Любовь Чижова : Что же такого написал Дмитрий?



Олег Козловский : Ему, в принципе, вменяется пять постов в "Живом журнале", пять сообщений. То, которое указано в постановлении о возбуждении уголовного дела под первым номером, называется "людям в сером не сломить барона". Там Дмитрий пишет, например, следующее: "Сколько безвинных сидят в СИЗО, годами дожидаясь не справедливого приговора? Сколько покалечено и сколько убито в УВД, из которых выбивали признания в том, чего не совершали, и все ради ежемесячных показателей борьбы с преступностью? А сколько вы уже забили в планы по 282-й? Савва Терентьев - это обкатка методов. Сколько таких Савв вы готовы принять в свои железные объятия?" Ирония судьбы заключается в том, что как раз за эти риторические вопросы сейчас Дмитрий, в общем, рискует повторить судьбу Саввы Терентьева.



Любовь Чижова : Политолог Александр Кынев считает, что дела, возбужденные против Дмитрия Соловьева и Саввы Терентьева - далеко не последние. Российская власть использует любую возможность показать, что критика государства и его устройства будет сурово наказана.



Александр Кынев : Есть общая тенденция - за попытку усиления контроля государство в целом за проявлениями свободомыслия граждан. В этом смысле, я думаю, что дело блогера Саввы Терентьева и другие подобные дела, в общем-то, согласуются, например, с целым рядом законодательных инициатив. Можно вспомнить проект члена Совета Федерации Слуцкера, который предлагал признавать СМИ любой интернет-сайт, имеющий посещаемость больше тысячи посетителей в сутки. В таком случае у нас бы в качестве СМИ выступали и сайты органов власти, и гостиниц и так далее. В этом смысле это общая попытка в целом наступления государства, как института, на права и свободы граждан, на их самостоятельность, свободу и свободу высказывания своих частных мнений.


А что касается того, что есть отдельные случаи, когда граждан пытаются за записи в блогах привлекать за разжигание социальной или национальной розни, то это уже, на мой взгляд, это следствие того общего ценза. Не эти инициативы правоохранителей Коми, Кемеровской области порождают тенденцию, а являются следствием этой тенденции, которая на самом деле насаждается сверху и, как мы видим, никакого реального отпора в регионах не имеет. Грубо говоря, если бы федеральный центр, например, то же дело Саввы Терентьева пресек, показав, что он это не одобряет, тогда, наверное, реакция была бы другая. Но мы видим по факту - отсутствие пресечения воспринимается как фактическое поощрение. Я думаю, что такие дела еще будут и дальше появляться. Хочу напомнить, что у нас за последний год было достаточно много дел против регулярных СМИ с абсолютно абсурдными обвинениями в пропаганде социальной и национальной розни.


Можно, например, вспомнить ситуацию в Адыгее, где пытаются привлечь представителей Союза славян Адыгее за то, что они в газете, которую издает организация, был опубликован кокошник времен Средневековья с изображением, которое правоохранители восприняли как свастику. То, что это есть реальный исторический объект, никого не интересует. Раз запрещено - значит запрещено. Соответственно, все приравнивается независимо от контекста. Или ситуация в Якутии прошлогодняя абсолютно абсурдная, когда в городе Нерюнгри имели место проблемы с китайскими эмигрантами, там работающими. Местные националисты по этому поводу распространяли листовки такого человеконенавистнического содержания. И в газете, которая просто называется "Нюрка", на эту тему был опубликован материал. Материал как раз антинационалистический, материал, как раз направленный против разжигания национальной розни, но в нем цитировались фрагменты вот этих самых листовок. Потому что невозможно было описывать факт, не цитируя. Так вот, чтобы вы думали? Уголовное дело было возбуждено против журналиста, который написал эту статью, за то, что он процитировал те листовки, которые он критикует. В результате попытка "охоты на ведьм", поиск так называемых экстремистов разных мастей приводит к таким абсолютно странным делам. Наверняка они не последние, наверняка они еще будут. В любом случае, совершенно очевидно, что степень того, насколько далеко сможет продвинуться государство и наши правоохранители в давлении на право граждан высказывать собственное мнение и иметь его, это заключается в том, как сами граждане будут на это реагировать, как они будут защищать свои прав.



Любовь Чижова : Осенью российские депутаты рассмотрят новую редакцию закона о СМИ. Эксперты полагают, что наказание за критику государства, которая фактически приравнивается к экстремистской деятельности, будет ужесточено еще больше. Зато чиновники смогут развивать свои средства массовой информации. С такой инициативой выступил глава Совета Федерации Сергей Миронов. Он внес в Думу законопроект, который позволит местным властям учреждать собственные печатные издания любой направленности, за исключением рекламных. Скорее всего, это приведет к тому, что газеты, финансируемые из бюджета, заполнят собой весь медийный рынок, и независимая пресса не выдержит конкуренции.



XS
SM
MD
LG