Ссылки для упрощенного доступа

Ефим Фиштейн: Чехи не готовы простить Советскому Союзу вторжение в Чехословакию


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Ефим Фиштейн.



Дмитрий Волчек: Наверное , те, кто планировал сегодняшнюю инсценировку в центре Праги, различные мероприятия, связанные с сороковой годовщиной вторжения, не подозревали, какую двусмысленную актуальность все это приобретен из-за событий в Грузии. И я знаю, что некоторые московские газеты, например, сняли или сократили материалы об августе 1968 года, чтобы не возникло, как говорили в советские времена, неконтролируемых ассоциаций. Интересно, как чешское общество воспринимает вот эту параллель?


Со мной в студии обозреватель нашей радиостанции Ефим Фиштейн.


Ефим, что говорят чешские политики об этой параллели, которую ведь еще 9 августа предложил Михаил Саакашвили, сказавший, что то, что происходит в Грузии в 2008 году, это то же самое, что происходило в Чехословакии в 1968-м.



Ефим Фиштейн: Он, правда, добавил еще и Венгрию 1956-го, и целый ряд других внешних проявлений агрессивности российского государства. Чехи в своих ассоциациях так далеко не заходят, они сегодня действительно отмечают прежде всего сороковую годовщину вторжения. Но без неконтролируемых ассоциаций, наверное, не обходится. Чехи остро воспринимают нынешнюю ситуацию на Кавказе. Надо сказать, что среди политиков полное единство невозможно. Президент страны Вацлав Клаус занял в этом вопросе совершенно пророссийскую позицию, повторяя практически те же тезисы, которые слышны из Кремля. Он не единственный из чешских политиков, кто так однозначно встал на сторону России в этом конфликте. Правительство Чехии и подавляющее большинство политических партий, политических элит и практически все (я не знаю почти исключений) журналисты скорее занимают в этом вопросе прогрузинскую позицию.



Дмитрий Волчек: И посещают Грузию в эти дни?



Ефим Фиштейн: В эти дни многочисленные делегации различных институтов государства чешского, скажем, сената, парламента посещают Грузию. Официальным предлогом было проведение выставок, посвященных вторжению советских войск в Чехословакию, но неофициальным, естественно, стал анализ ситуации на местах. Те сенаторы или парламентарии, которые там побывали, вернулись в страну с достаточно однозначным мнением о том, что российское вторжение на территорию внутренней Грузии планировалось достаточно давно.



Дмитрий Волчек: Но это политики, это журналисты. А что простые чехи? Есть ли какие-то опросы общественного мнения, что люди думают о событиях 40-летней давности и о современном их измерении?



Ефим Фиштейн: О кавказском конфликте опросов я не видел, не думаю, что такие опросы были бы сейчас оправданы, поскольку события достаточно свежие, да и чехи все-таки воспринимают это как конфликт, географически довольно удаленный от страны. А вот что касается событий 40-летней давности, то все последние опросы, а они были проведены накануне буквально юбилея, отмечают, что чехи не готовы простить Советскому Союзу тогдашнему, а нынче правопреемнице Союза России тогдашнее вторжение. Более 55% населения, по-моему, 56, если не ошибаюсь, считают, что простить это невозможно. И только порядка 30% считают, что сейчас это уже фактически несущественно и можно об этом забыть.



Дмитрий Волчек: Есть ли какое-то практическое измерение этого непрощения, скажем, для огромной русскоязычной общины, живущей в Чехии?



Ефим Фиштейн: Никакого практического измерения это не имеет и иметь не может, потому что проявления враждебности откровенной только за то, что кто-то, скажем, говорит по-русски или с русским акцентом не типичны для чешского населения. Но появляются в печати аналогии, от которых трудно, наверное, отделаться. Известный чешский писатель, фактически живой классик литературы Людвиг Вацулик, когда-то автор "2000 слов", возмутивших брежневское Политбюро, а сейчас просто классик, известный человек, пользующийся репутацией совести нации, что называется, написал статью, где говорит, что раз уже Россия действительно принимает такую позицию, что любая несправедливость по отношению к гражданам России, находящимся где бы то ни было, может вызвать массированное вторжение войск на территорию суверенной страны, заставляет нас задуматься о том, а стоит ли иметь такую многочисленную общину, землячество русских граждан на территории Чехии, где десятки тысяч человек с российским паспортом, и не повлечет ли это такого рода последствия? Ведь никто не гарантирован от каких-то проявлений мелкого хулиганства, даже группового, в стране тоже есть какие-то движения, именующиеся неонацистскими, футбольные хулиганы и прочее. И действительно, всерьез ли Кремль подумывает о том, чтобы наказывать страны за проявление такого, скажем, хулиганства по отношению к российским гражданам за рубежом.


XS
SM
MD
LG