Ингодинский суд Читы отказал экс-главе НК ЮКОС Михаилу Ходорковскому в условно-досрочном освобождении, сообщает РИА Новости. В ходе заседания, в частности, представитель администрации исправительной колонии, где экс-глава ЮКОСа отбывает наказание, указал на то, что у Ходорковского было четыре нарушения правил колонии. Таким образом, суд поддержал позицию следствия, что экс-глава «ЮКОСа» должен продолжать отбывать срок.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Читинском областном суде. По словам прокурора, Ходорковский не раскаялся в содеянном, и за время пребывания под стражей не получил никакой специальности.
На вопрос журналистов – будет ли он подавать прошение о помиловании – Ходорковский сказал, что это не тот вопрос, который сейчас надо решать. Он добавил, что судебная реформа движется в стране очень медленно.
Сотрудник пресс-центра адвокатов Ходорковского, пресс-секретарь фонда «Открытая Россия» Максим Дбар сказал Радио Свобода, что отказ судьи читинского районного суда Игоря Фалилеева в условно-досрочном освобождении Михаилу Ходорковскому для находящихся в зале суда неожиданностью не стал. Представители УИН зачитали характеристики на Михаила Ходорковского, из которых следует, что для окончательного исправления бывший глава нефтяной компании должен отбыть свой срок до конца:
«В этих характеристиках и начальник колонии, и начальник СИЗО сказали, что Ходорковский не должен получать условно-досрочное освобождение. На что адвокаты резонно заметили, что все эти характеристики, во-первых, содержали в себе очень большую долю субъективного, а во-вторых, эти характеристики диаметрально расходились с теми характеристиками, которые давали эти же люди ранее. Так, например, при переводе Михаила Ходорковского из колонии Краснокаменска в СИЗО города Читы сотрудники Краснокаменской колонии дали на него характеристику, в которой оценивали его сугубо положительно. Спустя полтора года они вдруг почему-то, все это время уже не видя Михаила Ходорковского, кардинально изменили cвою точку зрения и решили, что он УДО не заслуживает и на путь исправления не встал».
Максим Дбар рассказал также, что прокурор тоже потребовал от суда не удовлетворять ходатайство адвокатов Михаила Ходорковского, не предоставлять ему право на условно-досрочное освобождение:
«Свою точку зрения он мотивировал тем, что Михаил Ходорковский не раскаялся, а это действительно так, Михаил Ходорковский еще раз сказал, что он не признает своей вины по тем обвинениям, на основе которых был вынесен ему приговор. Михаил Ходорковский не раскаялся, а также не возместил ущерб по иску Федеральной налоговой службы в размере 17 миллиардов и каких-то миллионов и, соответственно, тысяч и так далее. Более того, он якобы не сделал даже никаких попыток возместить этот ущерб. По мнению прокурора, Ходорковскому не следует предоставлять право на условно-досрочное освобождение потому, что в его отношении сейчас расследуется еще одно уголовное дело, по которому мерой пресечения выбран арест. Каким образом какое-то расследование, по которому человек не признан судом виновным, может влиять на характеристику его личности, прокурор не пояснил, но в категорической форме потребовал от суда не удовлетворять ходатайства адвокатов Михаила Ходорковского».
Как ранее отмечали адвокаты, в соответствии с требованием закона раскаяние или степень возмещения ущерба или вреда не учитывается при определении права человека на условно-досрочное освобождение. Однако эти доводы и доказательства на суд ожидаемого защитой впечатления не произвели. Михаилу Ходорковскому отказано в условно-досрочном освобождении, ему еще предстоит отбывать половину срока. Его общий срок - 8 лет.
Как следует из слов Максима Дбара, даже если бы сегодня суд удовлетворил ходатайство Михаила Ходорковского, скорее всего он остался бы под стражей, поскольку в качестве меры пресечения по новому уголовному делу против него выбран арест.