Ссылки для упрощенного доступа

Портрет кандидата в вице-президенты США Джо Байдена


Ирина Лагунина: За два дня до открытия национального съезда Демократической партии кандидат демократов Барак Обама назвал имя своего напарника. Кандидатом в вице-президенты стал сенатор Джозеф Байден. Ему, как и самому Обаме, предстоит формальная процедура утверждения на съезде. О сенаторе Байдене рассказывает Владимир Абаринов.



Владимир Абаринов: Джо Байдену 65. Впервые он был избран в Сенат в возрасте 29 лет и с тех пор места работы не менял. Это одно из самых узнаваемых лиц Конгресса и один из признанных экспертов в области международных отношений. Поскольку кандидат в вице-президенты должен компенсировать недостатки первого номера, выбор Обамы, которого часто упрекают в отсутствии опыта во внешней политике, следует признать удачным. Представляя своего напарника, кандидат демократов сделал акцент именно на этом.



Барак Обама: В течение нескольких месяцев я искал лидера, который завершит этот путь вместе со мной. И вместе со мной сделает так, чтобы Вашингтон работал на благо американского народа. Я искал лидера, который понимает, что такое рост цен, с которым сталкиваются американцы. Лидера, который всегда будет ставить чаяния людей во главу угла. Лидера, который ясно видит вызовы, противостоящие Америке в этом меняющемся мире, после восьми лет провальной внешней политики.



Владимир Абаринов: Вместе с тем Байден в значительной мере олицетворяет тот самый бюрократический Вашингтон, радикально изменить который обещает Обама. Именно поэтому Обама счел нужным сказать.



Барак Обама: Джо Байден – именно такое редкое сочетание. Десятилетиями он менял Вашингтон, но Вашингтон не изменил его. Он специалист во внешней политике, человек, всей кровеносной системой связанный со средним классом. Его суровый взгляд выводил из себя диктаторов, он отстаивал интересы американских полицейских и пожарных. Он обладает уникальным набором качеств, позволяющих ему стать моим партнером по возвращению нашей страны на путь истинный.



Владимир Абаринов: Джо Байден находит, что при всех внешних различиях у него много общего с Обамой.



Джо Байден: Барак и я – выходцы из разных мест, но у нас общая история, американская история. Он был сыном матери-одиночки, которая выбивалась из сил, чтобы поставить на ноги детей. Она его вырастила. И он поверил в Америку, в то, что в этой стране нет преград твоей мечте, если ты готов упорно работать и бороться за нее. Я был другой. Рос в семье ирландских католиков. В тяжелый для экономики период для моего отца, как для многих из вас, наступили трудные времена. Но моя мать и мой дед научили меня верить – и это то, что объединяет нас с Бараком. Дед сказал мне: «Неважно, сколько раз ты получишь нокдаун. Важно, как быстро ты сумеешь подняться».



Владимир Абаринов: Джо Байден участвовал в президентских выборах дважды. Первый раз, в 1988 году, он вынужден был сойти с дистанции в связи с обвинениями в плагиате: Байден заимствовал несколько фраз из речи тогдашнего лидера британских лейбористов Нила Киннока. На выборах этого года он прекратил борьбу после первых же первичных выборов в штате Айова. Байден, однако, успел поучаствовать в дебатах. Одним из самых острых вопросов президентской кампании был и остается вопрос американского военного присутствия в Ираке. Джо Байден голосовал в 2002 году за войну, но с тех пор превратился в непримиримого критика политики администрации Буша в Ираке.



Джо Байден: Все говорят о том, что военного решения не существует, только политическое. Мы предложили сегодня политическое решение, и оно собрало 75 голосов. Это решение в корне отвергает позицию президента, который считает, что в Ираке можно создать сильное центральное правительство. Мы считаем, что Ираку необходима федеральная система. Она положит конец гражданской войне. Это позволит нам вернуть наши войска домой. Мы сможем уйти, не опасаясь, что оставляем за спиной хаос. Если политического решения не будет к тому времени, как я стану президентом – я выведу войска. Но если вы согласитесь с планом Байдена, если Ирак станет стабильным, как Босния – там уже 10 лет находятся 20 тысяч солдат Запада, и никто не убит. Ни один человек. Геноцид прекращен. Так что все зависит от обстоятельств, которые сложатся к тому моменту, когда я стану президентом.



Владимир Абаринов: Сенатор Байден женат вторым браком. Его первая жена и дочь погибли в автокатастрофе. Возможно, по этой причине он категорический противник снижения возрастного ценза на употребление алкоголя.



- Будучи президентом отмените ли вы обязательный возрастной ценз на употребление алкоголя – 21 год, который сейчас штаты обязаны соблюдать, если они не хотят лишиться федеральных средств на строительство дорог? Вернете ли вы этот вопрос в компетенцию штатов?



Джо Байден: Категорически нет. Подсчитайте, во что это обойдется. Цена алкоголизма в Америке, несчастных случаев, связанных с опьянением – эта цена астрономическая. Ежегодно в США рождается 300 тысяч детей с дефектами, потому что их матери в период беременности страдали алкоголизмом. Это громадная проблема, точно такая же, как и проблема наркотиков. Идею о том, что снижение легального возраста для употребления алкоголя до 18 лет будет иметь положительный эффект, я нахожу контрпродуктивной. Я не сделаю этого.



Владимир Абаринов: Джо Байден не раз весьма резко высказывался о политике Владимира Путина. Вот отрывок из его речи в Сенате двухлетней давности, накануне саммита восьмерки в Санкт-Петербурге.



Джо Байден: Последние 20 лет Россия медленно сближается с Европой, Соединенными Штатами, демократией и правами человека. Разумеется, путь этот извилистый, но общее направление, на мой взгляд, верное. После того, как к власти пришел президент Путин, Россия переживает, по-моему, самый значительный откат от демократии, откат, какого в мире не случалось уже в течение десятилетий. Администрация Путина привела к повиновению прессу, надела намордник на политических оппонентов, кастрировала Думу и губернаторов, подавила гражданское общество и, я считаю, пыталась подорвать демократические процессы в соседних странах. Центральный фактор этого тревожного развития событий, как вы, г-н председатель, не раз отмечали – нефтяные ресурсы, которыми владеет Россия. Поддерживаемый на плаву высокими ценами на нефть, даже российский коррумпированный и испытывающий нехватку капитальных вложений энергетический сектор остается высокодоходным. Эта доходность маскирует искривления, характерные для энергетики, все в большей степени контролируемой государством, и обеспечивает, а точнее - покупает поддержку, которую оказывает Путину и его администрации население. Эти доходы превратились в орудие угрозы как соседям России, так и потребителям энергоносителей. Я считаю, что Соединенные Штаты последние шесть лет вели ошибочную политику в отношении России. Многие, включая меня, уже давно говорят об авторитарных замашках Кремля. К сожалению, до недавних пор администрация не проявляла особого интереса к этим предупреждениям. Я уверен, что администрация Путина испытывает два взаимоисключающих желания. С одной стороны, она стремится добиться признания и уважения России в качестве великой державы. С другой – она хочет по-прежнему запугивать своих соседей, подавлять политическое инакомыслие и использовать энергоносители как оружие массовой дезинтеграции. Я надеюсь, что президент Буш и другие лидеры семерки воспользуются саммитом в Санкт-Петербурге для того, чтобы донести простую мысль: нельзя получить и то, и другое одновременно. Нельзя быть внушающей уважение великой державой и в то же самое время – коррумпированным авторитарным нефтедобывающим государством. Одно исключает другое.



Владимир Абаринов: 18 августа сенатор Байден вернулся из Тбилиси и сразу же по приезде опубликовал заявление, в котором назвал российское вторжение в Грузию «одним из самых значительных событий в Европе со времен краха коммунизма». По словам сенатора, «сообщения о грузинских бесчинствах, которые стали предлогом для вторжения, опровергнуты международными наблюдателями, а дальнейшее присутствие российских войск на территории страны будет иметь тяжелые последствия для всего региона». Джо Байден убежден, что от того, окажет ли Запад противодействие России, «зависит судьба великого замысла единой, свободной и мирной Европы». Он сообщил о своем намерении сразу же после возвращения Сената с каникул внести законопроект о предоставлении Грузии чрезвычайной помощи в размере 1 миллиарда долларов. Вместе с тем действия России, подчеркнул сенатор, «уничтожили возможность» быстрой реализации законодательной повестки дня двусторонних отношений. В частности, теперь не приходится говорить о скорой отмене поправки Джексона-Вэника в отношении России, которая составляет одно из основных препятствий к вступлению России во Всемирную торговую организацию.


Среди вопросов, заданных Байдену на теледебатах, был и такой: «Ваше любимое место из Библии?»



Джо Байден: Предупреждение Христа о фарисеях. Вокруг много фарисеев, и они лишают веры многих людей. Меня беспокоят фарисеи.



Владимир Абаринов: Как показывают последние опросы, кандидатура Байдена пока не принесла Бараку Обаме дополнительные очки. Положительно выбор восприняли 43 процента американцев, отрицательно – 38.


XS
SM
MD
LG