Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Любовь Чижова, Ахмед Султанов.
Андрей Шароградский: В Назрани в эти минуты проходят похороны застреленного накануне владельца оппозиционного сайта "Ингушетия.ру" Магомеда Евлоева. Похороны, по сообщению корреспондента Радио Свобода, превратились в митинг - люди обвиняют в убийстве Евлоева главу Ингушетии Мурада Зязикова и требуют его отставки.
Любовь Чижова: Власти Ингушетии настаивают на том, что Магомед Евлоев был убит случайным выстрелом. Об этом заявил в понедельник прокурор Ингушетии Юрий Турыгин. Однако версия о непроизвольном выстреле в висок, от которого погиб владелец оппозиционного сайта "Ингушетия.ру", его сторонников не устраивает, они называют убийство Евлоева политической расправой и обвиняют в этом главу Ингушетии Мурада Зязикова.
Подробности в репортаже корреспондента Радио Свобода на Кавказе Ахмеда Султанова.
Ахмед Султанов: В Назрани перед центральным автовокзалом на данный момент проходит митинг. К нему присоединилась траурная процессия из Малгобека, которая везла тело убитого Евлоева на родовое кладбище в селении Экажево. В акции участвуют около тысячи человек, их количество постоянно увеличивается. Грузовик, на котором находится тело убитого, стоит посередине толпы и превращен в трибуну. С него звучат гневные заявления в адрес руководства республики и руководства страны, которые не внимают призывам оппозиции.
По словам Магомеда Хазбиева, ближайшего соратника Евлоева, пока трудно сказать, как повлияет вчерашнее убийство на ситуацию в республике.
Магомед Хазбиев: Не знаю. Мы не знаем, не можем говорить. Я не знаю... Конечно, не в лучшую сторону. Пока Зязиков и чиновники не уйдут в отставку, никто не уйдет отсюда...
Ахмед Султанов: На акции присутствуют все родственники Евлоева, в том числе и отец, который в прошлом году просил сына прекратить оппозиционную деятельность после того, как к нему в дом пришли представители местных властей и потребовали повлиять на сына. Хазбиев сообщил, что родственники Евлоева уже объявили кровную месть тем, кто, по их мнению, виновен в убийстве Магомеда.
Магомед Хазбиев: Кровную месть объявили вчера Медову, всей охране Медова и Зязикову.
Ахмед Султанов: Один из участников этой акции, руководитель назрановского офиса правозащитного центра "Мемориал" Тимур Акиев рассказал Радио Свобода о настроениях среди людей.
Тимур Акиев: Большое количество людей собралось, автобусами перекрыта дорога и здесь люди сейчас с мегафоном выступают. Каждый высказывает свое мнение, со словами осуждения, порицания, что так расправляются с людьми, которые осмелились высказать, сказать правду о том, что происходит в Ингушетии.
Ахмед Султанов: Тимур Акиев говорит, что пока трудно сказать, как отразится убийство лидера оппозиции на ситуации в Ингушетии. Все зависит оттого, как в этой ситуации поведут себя власти, говорит правозащитник.
Любовь Чижова: О Магомеде Евлоеве и его сайте "Ингушетия.ру" говорит директор Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов.
Олег Панфилов: Случай убийства Магомеда Евлоева - это расправа отнюдь не с политиком. Магомед не был политиком, Магомед был общественным деятелем. Мы последний раз с ним виделись в июне этого года в Хельсинки на финско-русском форуме. Это убийство абсолютно, на мой взгляд, связано с тем, что Магомед распространял информацию, и преследовались сотрудники этого сайта, когда им угрожали, когда их закрывали, когда были многочисленные суды для того, чтобы окончательно закрыть этот сайт. Наконец, вынудили одного из сотрудников сайта покинуть Россию и попросить политического убежища на Западе.
Это расправа с источником информации. Это расправа с тем человеком, который пытался проломить эту огромную пропагандистскую машину и рассказать людям о том, что на самом деле происходит. Поэтому у меня абсолютно нет никаких других предположений, кроме того, что Магомеда убили именно по этой причине.
Любовь Чижова: Заместитель главного редактора сайта "Ингушетия.ру" Руслан Хаутиев заявил Радио Свобода, что интернет-издание продолжит свою деятельность, несмотря на препятствие со стороны ингушских властей, которые хотят закрыть это средство информации в судебном порядке по обвинению в экстремизме.
Руслан Хаутиев: Что касается сайта, сайт будет работать. После похорон редакция должна собраться, мы обсудим дальнейшую политику свою, но мы думаем, что продолжим работу в таком же духе, как и до гибели Магомеда сайт работал.
По нашему мнению, убийство было преднамеренным. Пистолет... на голове Магомеда в области виска имеется даже ожог, пистолет был приставлен к голове. Понимаете, если след ожога имеется на коже, то это говорит о том, что пистолет был приставлен в голове. Убийство было преднамеренным. Глава Ингушетии попытается сделать все, чтобы скрыть предумышленное убийство. Вы уже знаете, как они озвучили официальную версию: якобы в машине произошел инцидент, в результате чего случайно был произведен выстрел. Это все неправда. После похорон мы сами проведем свое расследование, постараемся выяснить подробности, и думаю, все это будет озвучено на нашем сайте или же проведем пресс-конференцию.
Любовь Чижова: Убийство Магомеда Евлоева как отразится на внутриполитической ситуации в Ингушетии?
Руслан Хаутиев: Я думаю, что оппозиция, люди, которые недовольны властью, еще больше обозлятся сейчас. Многие даже в беседе со мной предсказывают, что убийство Евлоева - этим как бы Зязиков подписал себе приговор.
Любовь Чижова: Политолог Владимир Прибыловский уверен, что гибель Магомеда Евлоева не случайна. Эксперт рассуждает о том, как она может повлиять на дальнейшее развитие событий в Ингушетии.
Владимир Прибыловский: Я в случайности не верю, думаю, что это физическое устранение по прямому указанию президента Зязикова. Другое дело, что какой-то эксцесс исполнения наверняка здесь наблюдался. Зязиков необязательно говорил: «Убейте в машине». Просто сказал, что ему этот человек надоел. Ну, а не очень умные люди сделали так, что очень грязно и откровенно получилось.
Любовь Чижова: Как убийство Магомеда Евлоева повлияет на дальнейшую ситуацию в Ингушетии?
Владимир Прибыловский: Ну, авторитет Зязикова там давно уже ниже плинтуса, и это человек всем в Ингушетии ненавистный. Мне кажется, что тут могут быть и открытые волнения, а может просто эта ненависть к власти копиться и произвести взрыв не сейчас, а при каком-нибудь следующем инциденте. В Ингушетии очень напряженное положение. С другой стороны, вождей начинают отслеживать, потому что объективно Евлоев, конечно, один из вождей оппозиции был.
Любовь Чижова: А там еще, кроме «Ингушетии.ру», вообще существуют какие-то оппозиционные силы?
Владимир Прибыловский: Там есть такая ностальгия по Аушеву, во-первых. То есть все население Ингушетии хочет, чтобы вернулся Аушев. Далее, там есть живущий в Москве бизнесмен со своим количеством сторонников Мусса Келигов, про которого в свое время на сайте Евлоева как раз была история в марте, что Келигов просто избил до полусмерти Зязикова, случайно встретившись с ним в московской гостинице. А Келигов - человек непростой, он в свое время, когда у него чеченские бандиты украли брата, по-моему, он его просто освободил насильственным путем. Он, правда, способствовал приходу Зязикова к власти, но потом они поссорились. То есть, есть личности и есть общее недовольство Зязиковым.
Любовь Чижова: Владелец сайта "Ингушетия.ру" Магомед Евлоев был застрелен в милицейской машине после того, как прибыл в Назрань в одном самолете с главой Ингушетии Мурадом Зязиковым. Как сообщают сторонники Евлоева, при нем находился портфель с крупной суммой денег, который впоследствии исчез.
Власти Ингушетии называют произошедшее убийством по неосторожности, оппозиция говорит о политическом убийстве.