Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.
Евгения Назарец : В московском правительстве принято окончательное решение о сносе Центрального дома художника. Это здание занимают, в частности, Третьяковская галерея и Союз художников России. Какой будет их дальнейшая судьба? Что собираются построить на Крымском валу? Об этом в материале Лили Пальвелевой.
Лиля Пальвелева: Слухи о том, что ЦДХ (а именно так чаще всего называют Центральный дом художника) собираются снести, впервые появились нынешней весной. Руководство Третьяковки и Союза художников отреагировали очень болезненно. Однако, на днях появились сообщения, что Третьяковская галерея переменила свое мнение и согласилась на снос. А что же соседи по зданию? Об этом спросим у руководителя Международной конфедерации союзов художников Масута Фаткулина.
Масут Фаткулин: В марте было сообщение о том, что компания "Интеко" на месте существующего Центрального дома художников предполагает сделать многофункциональный комплекс "Апельсин".
Лиля Пальвелева: Архитектора Нормана Фостера.
Масут Фаткулин: Да. Естественно, эта информация нас встревожила, потому что для нас она явилась совершенно неожиданной. Мы из сообщения прессы об этом узнали. Хотя было сообщение, что в этом "Апельсине" найдется место и для Центрального дома художника, и для музея, но, глядя на эту картинку, нам было очень сложно понять, где же все-таки это все разместится.
Лиля Пальвелева: В какой дольке апельсина художники будут?
Масут Фаткулин: Да, в какой дольке апельсина тот объем, который на сегодняшний день мы из существующего здания имеем, как мы сможем туда его втиснуть. Тем более, насколько это соседствует с жилыми апартаментами и прочим. Соответственно, мы высказали резко против вообще этой идеи. Было очень много откликов. Нас поддерживали. После этого начались консультации. Инициаторы проекта с нами встречались. Стала идея видео изменяться. Появилась концепция создания Квартала искусств в Парке искусств.
Лиля Пальвелева: На этом же месте?
Масут Фаткулин: Да, в том числе в этом Квартале искусств предусмотрено строительство отдельного здания для Государственной Третьяковской галереи и отдельного здания для Центрального дома художника с учетом всех наших требований и большее по размеру.
Лиля Пальвелева: А не боитесь вы, что снесут, а обещания не выполнят, и останетесь вы без крыши над головой?
Масут Фаткулин: Естественно, мы опасения такие имеем. Но нам гарантии в данном случае, с одной стороны, было от правительства Российской Федерации. Ее возглавлял Шувалов, первый вице-премьер. Потом была создана рабочая группа, в которую меня включили и директора Государственной Третьяковской галерее Родионова. В ряде документов мы уже фигурируем, что строительство отдельного здания. Потом там же предусмотрен такой порядок. Этот снос может быть только после завершения строительства и переселения нас в эти новые здания.
Лиля Пальвелева: То есть сначала построят и вы переселяетесь...
Масут Фаткулин: Да!
Лиля Пальвелева: ...и только потом сносят ЦДХ?
Масут Фаткулин: Да. Только на этих условиях мы согласились обсуждать. Такой порядок, в принципе, нас устроил.
Лиля Пальвелева: А в каком месте будет реализован этот проект, вернее два проекта?
Масут Фаткулин: Эти два проекта должны реализованы быть на территории, которая, с одной стороны, ограничивается набережной Москва-реки, а, с другой стороны, там здания уже начинаются жилые. Это достаточно большая территория - 23 гектара.
Лиля Пальвелева: В какие сроки все это произойдет? Когда, например, москвичи расстанутся с привычным видом куба ЦДХ?
Масут Фаткулин: Реализация всего этого проекта - это достаточно долгая история, где-то не меньше 6-7 лет. А сам ЦДХ, я думаю, что вместе с Третьяковской галереей в своем привычном режиме проработают еще не меньше 3 лет.
Лиля Пальвелева: "Апельсин" Фостера на месте нынешнего ЦДХ все-таки появится, в конце концов, или там будет что-то другое?
Масут Фаткулин: Это вообще вопрос достаточно еще открытый. Я уже много контактировал с представителями архитектурного бюро Фостера. Это совершенно еще неясная тема. Может быть, в процессе дальнейшей разработки она будет трансформироваться и видоизменяться. 100-процентной гарантии, что именно на месте ЦБХ будет "Апельсин", сейчас никто не скажет.
Лиля Пальвелева: Может быть, будет "Лимон"?
Масут Фаткулин: Вы знаете, раньше почему возник весь этот большой разговор? Все думали, что вместо снесенного "чемодана", как в прессе именовали, или "сарая" (несколько было таких достаточно уничижительных наименований Центрального дома художника), появится "Апельсин". Всех это тоже не радовало. Другое дело, что если здесь целый архитектурный ансамбль появляется, состоящий не из одного здания, а из десятков зданий, целый ансамбль различных по высоте, различных по форме зданий, если внутри него впишут... Даже и такая форма как апельсин тоже может найти место.
Лиля Пальвелева: Считает Масут Фаткулин. ЦДХ давно не ограничивается выставками. Это культурный центр, который, к примеру, приютил многострадальный Музей кино. Слово его директору Науму Клейману.
Наум Клейман : Мы надеемся, что наше содружество с ЦДХ продлится до того времени, пока будет построено им новое здание. Но, в общем-то, конечно, хорошо в гостях, но надо быть дома. Мы очень надеемся, что кто-нибудь обратит внимание на то, что Музей кино бомжует, и наше здание нам будет либо выделено, либо построено собственное.
Лиля Пальвелева: Такие обещания давались уже не раз. Однако воз и ныне там. В проекте квартала искусств Музей кино не значится.