Ссылки для упрощенного доступа

Вадим Дубнов: Ташкент может оставить Россию одним из первых


Ислам Каримов напомнил, что готов «идти с Путиным в разведку». Эксперты считают, что до этого дело вряд ли дойдет
Ислам Каримов напомнил, что готов «идти с Путиным в разведку». Эксперты считают, что до этого дело вряд ли дойдет

Москва и Ташкент договорились о строительстве нового транзитного газопровода на территории Узбекистана. Об этом сообщил премьер-министр Владимир Путин после переговоров с узбекским президентом Исламом Каримовым. Кроме того, по словам Путина, стороны будут расширять военно-технические связи. Ислам Каримов заявил, что Россия для его страны «была и остается приоритетным партнером», а сам он все так же считает Владимира Путина «человеком, с которым можно пойти в разведку».


Обозреватель издания «Газета» Вадим Дубнов в интервью Радио Свобода так оценивает визит Путина в Узбекистан:


- Это все, разумеется, проходит в рамках последних событий, связанных с Южной Осетией, Абхазией и Грузией. Россия пытается каким-то образом маневрировать в той ситуации, когда явной поддержки со стороны ближайших соседей она не получила и, похоже, начинает осознавать свои малые шансы на эту поддержку.


- Имеется в виду, что Узбекистан может попасть в зону влияния Запада, США?


- Я бы не стал говорить о зоне влияния. Я бы стал говорить о неких предпочтениях и их последствиях, которые вряд ли будут быстрыми и стремительными, но которые мы уже можем наблюдать. Если выделить из центральноазиатских стран те, которые будут думать о движении в сторону Запада, то Узбекистан может оказаться в числе лидеров. И в Москве это понимают. Потому что, будучи одним из наиболее крупных государств в Центральной Азии, Узбекистан постепенно избавляется от «синдрома Андижана» и уже в принципе готов к тому, чтобы достаточно объективно и всерьез задуматься о своих дальнейших предпочтениях. У Узбекистана тоже есть достаточно много моментов, из-за которых он может остерегаться своих отношений с Россией. Все эти страны сейчас будут задумываться о том выборе, который им предоставляется - оставаться под притяжением России, которая рискует уйти в изоляцию, или все-таки остаться в некотором сбалансированном состоянии. Я думаю, что Узбекистан будет постепенно свой вектор менять.


- Тем не менее, согласно официальной информации, президент Узбекистана назвал эти переговоры встречей давних друзей, а сам считает Владимира Путина человеком, с которым можно пойти в разведку. Это что, восточная деликатность?


- Разумеется, это политическая фразеология, за которой, и стоит желание этой самой сбалансированности. Нельзя сказать, чтобы они немедленно просто рвали отношения с нами и переходили на другую сторону, такого нет и уже быть не может. Я думаю, что просто Узбекистан, как и Туркмения, будет сейчас играть как бы «с двух рук». Как показывает практика, у них довольно успешно получается.


- Возможно ли, что Россия пойдет на то, чтобы платить 300 долларов за тысячу кубометров газа, как Киргизия Узбекистану?


- Это серьезный вопрос, он в стадии формирования. Я думаю, цена еще будет расти. Надо иметь в виду, что есть еще фактор Китая, который тоже на это ценообразование будет влиять. Китай пока не готов к большим закупкам по таким ценам. Но, тем не менее, он может предоставить ряд вариантов различной игры всем заинтересованным странам, включая Туркмению и Узбекистан.


- Эксперты предполагали, что Путин едет, чтобы взять с Каримова обещание не размещать в ответ на уступки Москвы военные базы США. Эта тема в официальных сообщениях не затрагивается.


- Я думаю, что неофициально эта тема вполне могла подниматься. Но формальных итогов от этого разговора ждать бессмысленно, потому что, во-первых, Каримов такого обещания дать не может. Во-вторых, сейчас это пока не очень актуально. В перспективе такая проблема стоит. Но если такое развитие событий и начнется, я думаю, что Каримов будет принимать решение вне зависимости от того, что он может пообещать сегодня Путину.


- Теоретически может дело дойти противостояния с Россией?


- Вряд ли. Я вообще не очень верю в возможность дальнейшей конфронтации России со своими соседями по СНГ, даже с Украиной. Возможно речь будет идти о неких провокациях. Но с Центральной Азией до конфронтации точно дело не дойдет.


XS
SM
MD
LG