Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.
Олег Винокуров : Кризис российской гражданской авиации. Связано это с банкротство авиационного альянса AiRUnion, который с 7 сентября перевел свои московские рейсы в международный аэропорт "Внуково". Об этом сообщил журналистам председатель Совета директоров ОАО "Международный аэропорт Внуково" Виталий Ванцев. В свою очередь, авиакомпания "Атлант-Союз" в соответствии с решением на уровне правительства России берет на себя обязательства по перевозке пассажиров AirUnion. Глава профсоюза авиационных работников радиолокации, радионавигации и связи России Алексей Южаков убежден, что руководство AirUnion выводит активы из принадлежащих им компаний. Попытки объяснить, что на рынке резко подорожал керосин и авиаперевозчики не в состоянии заправить самолеты - не выдерживают критики. С Алексеем Южаковым беседовал Мумин Шакиров.
Алексей Южаков: Компании, входящие в альянс AiRUnion, довольно серьезные компании. Если взять компанию "КрасЭйр", она является, например, монополистом у себя в Красноярске, выполняет все рейсы. Сколько я туда не летал, у них всегда полная загрузка. Самые дорогие билеты. Нехватка денежных средств для покупки керосина, на мой взгляд, как-то выдуманная ситуация. Скорее всего, идет простой вывод активов из бизнеса с целью, чтобы по максимуму из этой ситуации извлечь пользы для тех людей, которые в менеджменте этого альянса на сегодняшний момент.
Мумин Шакиров: Но, с другой стороны, государство на первом этапе как-то оказывало поддержку, внесла какую-то сумму для оплаты керосина, если говорить буквально. Все-таки была попытка федеральных структур удержать компанию на плаву.
Алексей Южаков: Попытка такая была, не скрою, но государство же не бесплатно все это давало. Они все равно возьмут свое топливо обратно.
Мумин Шакиров: Если вы говорите, что это вывод активов из этой компании, кто-то должен нести ответственность перед пассажирами?
Алексей Южаков: Безусловно, должны нести ответственность, прежде всего, руководители компаний, входящих в этот альянс. Потому что альянс-то альянсом, а компании довольно крупные, в частности, "КрасЭйр". Надо просто провести проверку. Счетная палата посчитает, и все там, по-моему, будет. А сейчас непонятна структура расходов, структура доходов. На сегодняшний момент до сих пор билеты продают. Хорошие деньги. Потому что есть такие населенные пункты, кроме как "КрасЭйр" больше никакой компании не прилететь.
Мумин Шакиров: Если руководители выводят активы из компании, то какова их цель? Что они собираются дальше делать?
Алексей Южаков: Наверное, они собираются оставить авиационный бизнес, поскольку контроль государства в этом альянсе уже довольно серьезный. Тех, условно говоря, темных делишек, которые можно было себе позволять с финансами, здесь, наверное, не получится. Поэтому выводят активы, на мой взгляд, чтобы побольше оставить наличных денег у себя.
Мумин Шакиров: Означает ли, что эти люди уходят из авиационного бизнеса?
Алексей Южаков: Вполне могут уйти. При этом они же купили западную компанию. Так что, у них есть, где поработать в авиационном бизнесе. Здесь не будут работать, за границей будут работать, а может и те продадут.
Мумин Шакиров: Каковы судебные перспективы? Не исключено, что многие пассажиры будут подавать в суд, чтобы компенсировали их затраты как материальные, так и моральные.
Алексей Южаков: Пассажиры, на мой взгляд, обязаны это сделать, чтобы другим компаниям было неповадно.
Мумин Шакиров: Кто за это будет платить деньги?
Алексей Южаков: За это деньги будут платить авиакомпания, которая продавала билет.
Мумин Шакиров: То есть новый владелец?
Алексей Южаков: Я думаю, не новый владелец. Новый владелец... Все равно ведь компании, как юридические лица, останутся. Они билеты продают сами, как "Домодедовские авиалинии", не альянсом. Альянс - это такая оболочка. А юридические лица сами по себе остаются. Значит, эти юридические лица и должны будут платить.
Мумин Шакиров: То есть речь идет о том, что конкретные перевозчики будут отвечать перед судебными инстанциями, если будут иски?
Алексей Южаков: Конечно, а по-другому, наверное, никак не получится.