Мировые цены на нефть по итогам последних торгов упали еще на 3%. Нефтяная смесь Brent в ходе торгов опускалась ниже психологической отметки в 100 долларов за баррель. В то же время цена нефтяной «корзины» ОПЕК пробила таки этот уровень, остановившись на 98 долларах 49 центах за баррель.
Не помогла нефтяному картелю экспортеров стабилизировать цены прошедшая накануне встреча в Вене. Главной новостью саммита оказалось вовсе не снижение квот на добычу, а выход из состава картеля Индонезии. Между тем квоты все же были пересмотрены, но незначительно. ОПЕК сократит объем нефтедобычи до 28,8 миллионов баррелей в день, то есть на 1,8% по сравнению с пиковым уровнем цен в июле.
Как низко могут упасть цены на нефть? На этот вопрос пытаются сейчас ответить многие эксперты. Ведь с момента своего пика нефть уже подешевела на 30%.
До какого предела может падать стоимость нефти, РС прокомментировал аналитик «Ситигруп» Тим Эванс:
- На мой взгляд, в конечном счете, цены опустятся до 70-80 долларов за баррель. Это наиболее реальная цена, соответствующая умеренному росту спроса. Я ожидаю в течение ближайших месяцев снижения цен до разумного уровня.
- Означает ли стабильное снижение цен в последние недели, что нефтяному мыльному пузырю приходит конец?
- Я думаю, что даже если сравнить сегодняшние цены с ценами в июле, когда баррель стоил 145 долларов, а на биржевых торгах цена доходила до 147 долларов, то можно с уверенностью сказать: да, это был мыльный пузырь, рыночная стоимость нефти была существенно завышена. Теперь мы с каждым днем все ближе к реальной стоимости по сравнению с тем, где мы были всего два месяца назад.
- Как снижение цен на нефть может отразиться на экономике таких стран, как Россия?
- Я полагаю, градус нервозности в таких странах понятен, если доходы от продажи нефти составляют важнейшую статью доходов государства. Особенно если уровень государственных расходов был ориентирован, скажем, на среднюю цену в 120 долларов за баррель. Слишком высокие цены - 140 долларов и выше - привели к сокращению спроса; к дополнительным капиталовложениям в добычу нефти за пределами традиционных нефтедобывающих стран, например в Бразилии, где были открыты оффшорные месторождения, построены нефтеперерабатывающие заводы. Таким образом, страны ОПЕК получили новых конкурентов. Слишком высокие цены на нефть стали стимулом для поисков альтернативных видов топлива. Деньги потекли в производство биотоплива, в попытки найти новые способы использования каменного угля и так далее. Так что сейчас не в интересах ОПЕК принимать меры, ведущие к значительному росту цен на нефть, ибо это еще сильнее толкнет потребителя к экономии потребления нефти и к поиску альтернативных видов топлива. С этой точки зрения, ОПЕК выгоднее снижение цен до уровня ниже 100 долларов за баррель. И чтобы ускорить этот процесс, Саудовская Аравия должна быть заинтересована не в сокращении, а в увеличении нефтедобычи с учетом долгосрочной перспективы на нефтяном рынке.