Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.
Дмитрий Морозов: В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка "Икона Сызрани и Средней Волги". Это - часть большого проекта "Художественные центры старообрядчества". Сызранское иконописание одно из самых малоизученных.
Лиля Пальвелева: Музей имени Андрея Рублева по праву гордится богатейшим собранием древнерусских икон. Более поздние по времени образа долгое время были на периферии внимания исследователей. Не без оснований считалось, что после XVIII века русская иконопись утратила свою самобытность и стала не слишком то отличаться от академической светской живописи. Все так, но новую моду не восприняли старообрядцы и совершенно особенный иконописный центр – сообщает ученый секретарь Музея и куратор выставки Наталья Комашко – возник на Средней Волге.
Наталья Комашко: В Сызрани старообрядцы появились только в конце XVIII века, после указа Екатерины, который обещал восстановление в гражданских правах тем беглым старообрядцам, которые перешли за западную границу Российской империи. И им для поселения были выделены места как раз в районе Средней Волги. По годам рождения предков сызранских иконописцев, ведущих иконописцев конца XIX века – это все, в общем-то, восстанавливается – можно понять, что уже в самом начале века иконописание в Сызрани было. Но другой вопрос – было ли оно очень индивидуальным. Вся первая половина XIX века – это время усвоения и переработки различных стилистических влияний, влияний различных старообрядческих центров. А вот где-то с середины XIX века наступает расцвет собственного, местного стиля.
Лиля Пальвелева: И вот его приметы.
Наталья Комашко: Сызранская икона глубоко традиционна по своей сути. Он старается повторить лик древней иконы. Как правило, лики святых на иконах сызранских, они темные. Вообще, колорит достаточно темный. Сами сызранские иконописцы называли свое письмо греческим письмом. Они подчеркивали свою преемственность не только с Древней Русью, но и с Византией. То есть их иконы были правильные. Еще одна особенность сызранской иконы, которая очень часто встречается, это по лузге, то есть границе ковчега, где находится изображение иконы и полей, идее широкая, как правило, черная рамка, украшенная золотым узором, - как правило, это изображение ромашки и трилистника. Вот эта рамочка – то визитная карточка сызранских икон.
Лиля Пальвелева: Это только у них так было.
Наталья Комашко: Да. Рамочки разные – тоненькие орнаментированные – использовались и в других местах. Но такая широкая черная рамка с хорошим орнаментом, звучащим, золотым, - это только Сызрань. Сейчас сызранская икона – это не массовое производство, это, как правило, заказные вещи, очень хорошо, тщательно, добротно написанные. То, что это заказные произведения, свидетельствует большое количество изображений святых на полях – это патрональные святые заказчиков.
Лиля Пальвелева: Все 150 икон предоставил на выставку московский коллекционер Андрей Кириков, обладатель самого полного собрания сызранской иконы. Как говорит Наталья Комашко, это как раз тот случай, когда частный собиратель привлекает к теме внимание научной общественности.