Ирина Лагунина: Начало священного для мусульман месяца Рамадан в разных странах было отмечено целым рядом событий – от самых трагических до курьезных. В Иране правительство закрыло 208 закусочных и выдало предупреждение 26 тысячам человек за то, что они ели в общественных местах во время поста. В Йемене по меньшей мере 26 нелегальных иммигрантов из Сомали погибли, когда их сбросили в море с судна, потому что с берега не пришли лодки, чтобы их забрать. Верховный комиссариат ООН по делам беженцев в связи с этим заметил, что количество нелегальных иммигрантов в Рамадан всегда увеличивается, потому что торгующие людьми дельцы пользуются тем, что береговая охрана не так бдительна. А центральный банк Египта вынужден был поднять процентную ставку – резкое повышение цен на продукты питания перед месяцем поста вызвало инфляцию. Рынки мира замерли до трех часов ночи по центрально-европейскому времени, потому что организация государств-производителей нефти из-за Рамадана не села за стол переговоров до 10 часов вечера. Так что решение о квотах и, соответственно, ценах на нефть получилось ночное. А в Марокко началась поголовная вакцинация скота. Пока смертельный вирус был обнаружен у 133 овец, но в месяц Рамадан скот обычно очень активно продают и покупают. Так что опасность нависла над всеми 17 миллионами овец. Ну а зарисовку того, с какими проблемами сталкивается в эти дни Турция, сделала наш корреспондент в Стамбуле Елена Солнцева.
Елена Солнцева: Ровно в половину пятого утра громкими ударами барабанщик возвещает о том, что пора приступать к праздничному завтраку. У стен самой большой и красивой в Стамбуле мечети в исторической части города на площади Султана Ахмета устраивают представления артистов, фокусников, музыкантов. Под нефтяными лампами словно из далекого прошлого возникают фигурки кукольного театра теней Карагез. Незамысловатые сценки из жизни о том, как Карагез приходит к врачу, а тот в качестве лечения предлагает навозные лепешки, или о продавце на базаре, или о слишком любопытной глупой жене привлекают сотни зрителей. По словам организатора концертов Мехмета, власти хотят окультурить юмор, придать современное звучание празднику.
Мехмет: Для сотен миллионов мусульман Рамадан, девятый месяц в лунном календаре Ислама, это время для единства и солидарности. В пост мусульмане в светлое время суток должны полностью отказаться от пищи. Но мы не хотим, чтобы верующие замыкались, воспринимали праздник как отказ от всего мирского. Люди должны общаться, улыбаться, радоваться. Во время поста пророк послал Коран - главную книгу всех мусульман.
Елена Солнцева: В течение дня нельзя есть, пить, использовать косметику, сквернословить, сплетничать, плохо говорить о других и распивать алкогольные напитки. Завтрак традиционно начинается с фиников, которые считаются у турков священным атрибутом праздничного стола и импортируются в больших количествах из Египта и Марокко. На столах у верующих много сладостей и оливок. Для того чтобы правильно голодать, печатают специальные диеты. Диетологи советуют не предаваться чревоугодию, не есть на ночь тяжелую мясную пищу, обойтись без традиционных сладких калорийных молочных десертов. Однако вопреки указаниям докторов, с наступлением темноты устраиваются настоящие пиршества и поглощается огромное количество вредной для здоровья пищи. А по окончании поста обостряются многие заболевания желудочно-кишечного тракта, немало людей значительно прибавляют в весе и безуспешно пытаются сбросить лишние килограммы в течение года. Говорит врач-диетолог Айхан.
Айхан: «Так в чем же смысл поста»? - спрашиваю я обратившихся ко мне пациентов. Нужно очистить душу и тело, а все происходит наоборот. Верующие не едят в течение дня, а потом с наступлением темноты набрасываются на пищу, как удав на кролика. И еще целый день думают о том, а что же поесть. Многие превращаются в настоящих голодных волков. Частенько можно наблюдать, как злые, голодные таксисты устраивают на дороге разборки, ругаются с клиентами. А женщины становятся склочными, скандалят в семье. Так в чем же смысл поста? Нужно очистить душу и тело, а происходит наоборот.
Елена Солнцева: На стамбульских площадях разбивают гигантские шатры, вмещающие до полутора тысяч человек, где готовят еду для бедных и нуждающихся. На совместных праздничных ужинах – ифтарах - присутствуют представители мэрии, чиновники правящей исламистской партии, которые выстраиваются в очередь за тарелкой супа вместе с простыми гражданами. Для партийных функционеров такой ужин становится лишним поводом для саморекламы, для малообеспеченных слоев населения благотворительные акции – вроде спасательного круга. В канун рамадана значительно повышается стоимость жизненно важных продуктов питания: оливкового масла, сыра, мяса, молока. Стремительный рост цен связывают с мировым продовольственным кризисом, однако многие винят спекулянтов, которые наживаются, зная о том, что в канун праздника многие закупают продукты впрок. Так, в августе на сто тридцать процентов поднялись цены на рис, главный продукт на праздничном столе. Слухи, что запасы риса ограничены, привели к тому, что в магазинах выстраивались длинные очереди, а в некоторых отдаленных районах рис и вовсе исчез с прилавков. Вот что заявил в интервью журналистам председатель союза производителей риса Алантор Ербоган
Алантор Ербоган: Сложившуюся ситуацию можно назвать драматичной. Рынок лихорадит. Мы полагаем, что цены на рис могут вырасти к концу этого месяца еще больше. Производители риса удивлены подобным развитием событий. Во всем виноваты спекулянты, которые копят продукты в хранилищах, оказывая давление на местный рынок. Чтобы разрешить ситуацию, принято решение импортировать рис, который появится в магазинах уже в следующем месяце, после этого цены постепенно упадут. Однако в течение праздника цены останутся по-прежнему высокими.
Елена Солнцева: Начало религиозного праздника омрачили дискуссии о том, когда же, собственно говоря, начинать поститься. Определение начала священного месяца остается одним из наиболее спорных вопросов в мировом мусульманском сообществе. По мнению многих улемов, такое положение дел подтачивает единство исламского мира. По традиции начало поста определяют, что называется, «на глаз». Праздник начинается после того, как на небе появится новая фаза молодой луны. Это обстоятельство порождало немало проблем в истории. В Стамбуле, например, накануне праздника повели три конференции, куда прибыли имамы со всей страны. Но они так и не смогли придти к единому мнению. Инициативу взяло в свои руки министерство по делам религии. Представитель министерства, ответственный за выработку научного подхода к этому вопросу, Али Бардакоглу заявил о том, что время празднования мусульманского поста в Турции определят астрономические приборы.
Али Бардакоглу: В Турции предложили официально перейти к процессу определения времени, используя для этого данные астрономических наблюдений. Технология позволяет определять время воссоединения и первый полумесяц до миллисекунд, однако многие исламские авторитеты утверждают, что дело не секундах, а в общем взгляде на религию. Имамы говорят о расколе в мусульманском мире. Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и Турция начинают Рамадан в разное время.
Елена Солнцева: Накануне праздника в Стамбуле открылся музей «технологии ислама», где представлены самые значительные открытия мусульманских ученых. На старинной гравюре исламских богословов окружают технические изобретения мусульманского мира: водяные и механические часы, порох, бумага, магнитная игла, астролябия. На выставке представлены уникальные чертежи выдающегося мыслителя мусульманского средневековья, суфийского философа Мухйи ад-Дина ибн аль-Араби, которого ряд ученых и историков считают праотцом компьютерных технологий. Есть и более современные экспонаты. Например, молитвенный коврик с компасом, который указывает направление в сторону Мекки, святого города для мусульман. В то время как некоторые имамы призывают рядовых верующих не покупать электронику, ориентированную на ислам, которая якобы противоречит традиционным формам религиозной жизни, многие религиозные чиновники не остаются в стороне от современного мира. Для того чтобы привлечь как можно больше верующих, значительно упрощены правила поста. Разрешено даже возобновлять пост, если он был прерван по уважительным причинам. Хозяин небольшой фирмы Джем.
Джем: Во время Рамадана я был в Хорватии, там не было возможности поститься. По возвращении я продолжил пост. Многие бизнесмены соблюдают такой облегченный режим Рамадана. Однако эти правила действуют не везде. Проживающие в отдаленных районах испытывают давление от консервативных верующих, которые осуждают и даже заставляют силой поститься. Представители религиозных меньшинств во время праздника вынуждены скрывать, что не постятся в течение дня, и есть тайком и урывками.
Елена Солнцева: Можно ли продавать алкоголь во время поста? Многие считают, что следует ограничить продажу спиртных напитков. В некоторых муниципалитетах созданы так называемые «вечерние команды», которые совершают рейды против уличных торговцев алкоголем, могут нагрянуть в кафе, рестораны, торгующие спиртными напитками, запросто разогнать пьющих посетителей. В Анкаре, например, действуют более десятка таких «вечерних команд». Чиновники уверяют, что решение действует на время поста и принято исключительно по просьбе граждан. Однако редактор молодежного Интернет сайта Айсу Аркан говорит, что за этим скрывается намерение исламизировать Турцию.
Айсу Аркан: Так называемая «Вечерняя инспекционная команда» представляет собой жуткое зрелище. Чиновники могут нагрянуть в ресторан в сопровождении муниципальной полиции и устроить проверки. У некоторых, я слышала, проверяют содержимое рюмок, спрашивают удостоверение личности. Не так давно в одном маленьком городке на Западе Турции муниципальные полицейские избили владельца магазина, который продавал алкоголь после одиннадцати вечера. У чиновников есть план создать специальные зоны за городом, где будут торговать алкогольными напитками.
Елена Солнцева: Можно наблюдать, как на улицах крупных городов на задних стеклах «Фиатов», которые еще называют студенческой машиной, красуются лозунги «Это частная жизнь». Неверующая молодежь не желает поститься. Во время праздника работают дискотеки и бары, студенты свободно употребляют спиртные напитки, что, по понятным причинам, вызывает раздражение у консервативных мусульман. Демонстрируя свое воздержание от греха во время праздника, даже одеколон и жидкость для полоскания рта верующие используют без алкоголя. Чтобы не осквернять праздник, мусульмане никогда не сядут за стол, где стоит рюмка со спиртным. Ежегодно турецкая пресса сообщает об инцидентах, которые возникают во время поста между светскими и верующими гражданами. Такое соседство частенько заканчивается потасовками и драками. Студент Ахмет, однако, посещает свой любимый рок бар во время поста и считает, что религия - личное дело каждого.
Ахмет: Я прихожу в этот бар каждый вечер. Обычно здесь собираются рокеры, представители неформальной молодежи. Молодые люди хотят свободы. Однако мы сталкиваемся с тем, что избивают хозяев магазинов «дюккянов», которые торгуют спиртными напитками, осуждают женщин в бикини или тех, кто не отказывается от пищи в течение Рамадана. К сожалению, молодежь в глубинке оказывается незащищенной от исламистов. Сельские имамы достаточно жестко относятся к серьгам в ушах, кожаным курткам, наколкам.
Елена Солнцева: Чтобы просветить сельских имамов, созданы курсы иностранных языков и принято решение обучать их основам гармонии. Дело в том, что несущийся с минаретов призыв к молитве частенько режет слух и напоминает какофонию звуков. Не имея музыкального образования, тренировки и знаний гармонии имам не может правильно прочитать молитву. Получается «кто в лес, кто по дрова». Теперь же с каждого минарета будет раздаваться фонограмма.