В Москве показом «Бориса Годунова» в режиссуре Александра Сокурова открывается новый сезон в Большом театре. Самое удивительное событие в жизни Большого театра — то, что именно ему — впервые в истории — была предоставлена возможность открыть сезон в парижской Гранд-опера. Только что играли «Евгения Онегина» в постановке Дмитрия Чернякова. Этот спектакль в России вызвал бурные споры, а во Франции — единодушный восторг.
«Был такой успех... — говорит руководитель оперной труппы Большого театра и исполнительница партии матери Лариных в "Евгении Онегине" Маквала Касрашвили. — Мы ожидали, конечно, потому что мы все влюблены в этот спектакль — все, кто участвует в этом спектакле. Но такого приема мы не ожидали. Зал стоял. Это продолжалось, наверное, минут пятнадцать. Публика просто неистовствовала. Такой был прием».
В новом сезоне, не считая обширных гастрольных планов, опера Большого покажет «Отелло» Верди в режиссуре Арно Бернара и «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова в постановке Эймунтаса Некрошюса.
Балетную труппу Большого ждут перемены. 31 декабря ее руководитель Алексей Ратманский уходит. Он давно говорил о том, что ему хочется свободы, и он ее получил вместе с предложением занять должность балетмейстера-резидента в American Ballet Theatre Нью-Йорка. Здесь он должен будет работать несколько недель в году, обязан выпустить один спектакль в сезон, а остальным временем распорядится по собственному усмотрению. Но еще до того, как Ратманский передаст бразды правления Юрию Бурлаке, он сделает для Большого театра балет «Русские сезоны» на музыку Леонида Десятникова.
«Сам я ставил этот балет в New York City Ballet в 2006 году, — говорит Алексей Ратманский. — А у нас ставила Алла Сигалова в Новосибирске. Все хореографы смотрят на эту музыку... Действительно, музыка Десятникова очень танцевальная. Она классичная, она мелодичная и очень современная. Там много всего того, что меня в ней привлекает. Она очень глубокая. Она использовал такие фольклорные редко звучащие вещи, такие русские обряды там обыгрываются, там много маленьких сюжетов. Есть такая сквозная история. Хотя нельзя сказать, что это сюжетный балет. Там 12 номеров, 12 месяцев, 12 человек танцует — 6 балерин, 6 танцовщиков. Это пойдет в программе с "Пахитой" и симфонией де-мажор. Премьерный спектакль 15, 16, 17 ноября. Это то, что называется три в одном».
Об этом мало говорят, но в прошлом году поликлиника Большого театра вместе с Центром имени Бакулева провела обследование всех сотрудников театра. У двухсот человек выявлены разнообразные сердечно-сосудистые заболевания, и теперь их будут лечить. На мой вопрос — кто больше подвержен болезням: оперные или балетные артисты? — главврач поликлиники Олег Яковлев ответил: «Все одинаковы. Здесь нельзя сказать, что опера больше, а балет меньше. Это все зависит от той или иной патологии. И уборщицы страдают, все. Дообследования и оперативные вмешательства, кому необходимы, все будут проводить».