Нефть подешевела за два последних месяца на треть. За это же время курс рубля к доллару снизился на 11%, а валютные резервы России только за три последних недели сократились на 24 миллиарда долларов (4%). Падение рубля аналитики связывают с высокой инфляцией, а также с ростом политических рисков, вызванных конфликтом на Кавказе.
Российские финансовые власти в течение нескольких лет искусственно занижали курс рубля, то есть сдерживали его рост - и для того, чтобы получать больше рублей в бюджет от экспорта нефти за доллары, и для удержания конкурентоспособности российских компаний.
Теперь заместитель председателя Центрального банка России заявил, что «курс рубля будет больше определяться рынком». Его падение в последние недели стало неожиданностью для Центрального банка, полагает научный сотрудник Гуверовского центра Стэнфордского университета Михаил Бернштам. И, если раньше банк приобретал на рынке доллары, наращивая свои валютные резервы и печатая больше рублей, чтобы не давать курсу рубля повышаться, то теперь, наоборот, Центральный банк продает валютные резервы. Только за три последних недели валютные резервы России (по-прежнему третьи в мире после китайских и японских) сократились на 24 миллиарда долларов, или на 4,2%.
Главной причиной изменения валютной политики стала высокая инфляция, которая в России составляет 15%, считает экономист инвестиционной компании UnicreditAton Владимир Осаковский. Центральный банк, чтобы сдержать рост курса рубля, скупал доллары, для чего печатал все больше рублей, а это, в свою очередь, разгоняло инфляцию. «Чтобы отойти от такой практики, обменный курс рубля необходимо сделать более плавающим».
Собственно, никакой новой валютной политики нет - Центральный банк продолжает регулировать курс рубля, добавляет Михаил Бернштам. Следует говорить, скорее, о смене направления валютной политики. Если раньше Центральный банк фактически поддерживал на российском рынке доллар и не давал рублю повышаться, то сейчас, наоборот, он вынужден поддерживать рубль и не давать повышаться доллару. «Это связано и с падением цен на нефть, и с оттоком капиталов из России в связи с военными событиями на Кавказе, и с мировым финансовым кризисом, когда западный капитал уходит из всех развивающихся стран. Все это в краткосрочной перспективе и оказало давление на рубль».
Рубль и баррель
Мировой опыт доказывает, что даже относительно небольшие изменения в потоках капитала и валюты в той или иной стране могут привести к очень большим колебаниям курса национальной валюты. Классическими стали теперь работы по этой теме американского экономиста немецкого происхождения Руди Дорнбуша, напоминает профессор Бернштам. Из них следует, что, если поступления валюты в страну сокращаются на 2-3%, то обменный курс ее валюты может измениться примерно на 10%.
За два последних месяца – от своего пика 11 июля мировые цены на нефть снизились на треть. И курс рубля упал почти на 11% от своего максимума по отношению к доллару, достигнутого в середине июля.
Большая часть всей добываемой в мире нефти используется в США, Европе и Японии. И когда экономический рост в этих странах резко замедляется, как сейчас, сокращается и спрос на нефть, поясняет аналитик инвестиционной компании Oppenheimer в Нью-Йорке Фейдэл Гейт. При этом в других странах экономика может расти прежними темпами, и спрос на нефть - увеличиваться. Но этот прирост не может компенсировать сокращения потребления в наиболее развитых странах.
Если говорить о падении курса рубля в последние недели, то основной причиной, как ни крути, является резкий рост политических рисков, связанных с Россией, что вызвано вооруженными действиями в Грузии, полагает Владимир Осаковский. Именно возросшие риски вызвали и новый отток капиталов из страны, и обвал российских фондовых рынков. «С другой стороны, продолжающееся падение цен на нефть в большей степени влияет на динамику курса рубля и создает долгосрочные предпосылки того, чтобы рубль продолжал снижаться в более отдаленном будущем».
Два фактора - падение цен на нефть и падение курса рубля – остаются полностью взаимозависимыми для российской экономики, добавляет Михаил Бернштам. На природные ресурсы приходится примерно 85% всего российского долларового экспорта. Доля энергоносителей в нем - 70%, а только сырой нефти - 36%. И если цена нефти на мировом рынке падает, как сейчас, на треть, то сразу на 10% сокращаются валютные поступления России. «В таких условиях, как следует из формулы Руди Дорнбуша, которая применима ко всем странам мира, курс национальной валюты может колебаться на 30% и более. Пока этот курс полностью зависит от динамики цен на сырую нефть на мировом рынке».