С 1 по 10 октября на сцене Театрального Центра на Страстном Союз театральных деятелей России проводит международный фестиваль моноспектаклей. В программе — 15 спектаклей.
Приезжают актеры со всей России, а также из Литвы, Украины, Болгарии, Албании, Финляндии. Один спектакль — один актер. Среди них есть знаменитые — Нелли Уварова (она покажет замечательный спектакль по пьесе Жана-Люка Лагарса "Правила поведения в современном обществе") или Саид Багов (он представляет постановку по мотивам Даниила Хармса). Есть молодые актеры, имена которых нам ничего не говорят, но эксперты советуют обратить внимание на моноспектакль Натальи Кузнецовой из Нижнего Новгорода «Запев мадонны с Пинеги» по Федору Абрамову и на «Антигону» Софокла в исполнении литовской актрисы Бируте Мар.
Говорит директор Театрального Центра на Страстном, режиссер Михаил Пушкин: «Если вспоминать великие спектакли, их достаточное количество. Калягин начинал, между прочим, в спектакле "Записки сумасшедшего". И в профессии пришел через моноспектакль, а после возник, худо-бедно, "Записки Крепа" в постановке Стуруа. Масштаб фестивальный — это скорее пробы, это скорее камерное пространство. Я думаю, что это случай честного театра, когда за все отвечает уже не режиссер, а только актер, который выходит на площадку».
Оргкомитет фестиваля возглавляет Константин Райкин. В театре «Сатирикон» он сам играет на огромной сцене перед огромным залом на тысячу мест моноспектакль «Контрабас», тем самым опровергая устойчивое убеждение, что моноспектакли — дело некоммерческое, невыгодное, рассчитанное на одних только знатоков.
«В принципе, — говорит Константин Райкин, — я как зритель очень люблю этот жанр, не жанр, а вид театра. Почему? Потому что у меня с детства, может быть, из самых пронзительных моих впечатлений о театре, вообще, ощущений театра, — первый приезд Марселя Марсо. Все были потрясены этим одним человеком, который в абсолютной тишине появился и стал учить. Он сначала учил этому языку пантомимы первый акт, во втором акте он показывал все свои гениальные пантомимы в мастерской масок, клетка. Гениальный артист был, просто гениальный актер. Артист один на голой сцене. В этом есть уже метафора какая-то, какая-то главная вообще... Еще в наше время. Для меня другая чаша весов, другая сторона качелей — это открытие Пекинской Олимпиады, когда тысячами, десятками тысяч людей рисуют картины, когда человек низведен до винта, какой-то красочки. Это тоже производит магическое впечатление. В этом есть что-то страшноватое, и этому должно что-то противопоставлено вообще. Что такое моноспектакль? Пристальное рассматривание человека. Потому что нам важно не терять человека. Нам очень важно сохранить замечательную шкалутолочность нашей театральной профессии».
Константин Райкин говорил о моноспектаклях минут двадцать, и его монолог оказался настоящим моноспектаклем.